Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Содержание:
Стандартные сценарии профессиональной записи ударной установки подразумевают использование не менее восьми-девяти микрофонов.
Такой большой микрофонный парк не всегда был стандартом. К тому же, запись на десяток микрофонов по карману не каждому. И уж точно это не даст вам гарантии на то, что в итоге вы получите отличную дорожку ударных для своей песни.
В 1960-х, когда современная манера записывать барабаны только формировалась, запись на два-три микрофона была нормой. В то время существовало технологическое ограничение на количество каналов — обычно студии располагали 4-канальными рекордерами, поэтому был и естественный предел количеству одновременно записываемых голосов.
Альбомы The Beatles, Led Zeppelin или Dave Brubeck Quartet тех лет записывались как раз подобным образом. Классический пример — версия блюза When The Levee Breaks от Led Zeppelin, которую записали на два микрофона Beyerdynamic M160, грамотно использовав характеристики комнаты и дилей. В результате получился трек-образец медленного тяжелого грува, так и не устаревший за 50 лет со дня выпуска пластинки.
Естественно, сейчас не 60-е, и технологии уже не ограничивают количество микрофонов. Но во-первых, далеко не каждая художественная задача требует большого микрофонного парка. Во-вторых, микрофоны — это не дешево, а это особенно острая проблема, если у вас DIY-проект.
Запись ударных с минимальным парком — не универсальное решение для всех ситуаций, метальный альбом таким методом записать будет тяжело. Тем не менее, схема работает для многих ситуаций, и записать барабаны профессионально так вполне возможно.
Маленький микрофонный парк означает, что вам придется тщательно исследовать комнату и искать, где установка зазвучит лучше всего — например, попробовать расположить установку там, где высота потолка самая большая. Поскольку каждый микрофон имеет значение, расставлять их тоже нужно очень точно и грамотно.
В этом случае предполагается некоторая сырость звучания, потому что одним микрофоном невозможно контролировать все происходящее в комнате. Подойдут ленточные и конденсаторные модели. Конденсаторные более чувствительны к верхнему регистру частот. Предпочтительно пользоваться кардиоидным микрофоном.
Варианты расположения:
С парой микрофонов уже можно записать барабаны в стерео.
Варианты расположения:
В первом случае понадобится кардиоидный динамический микрофон для малого барабана, например классический Shure SM57. Его нужно будет направить в центр малого барабана и закрепить примерно на 2,5 см от пластика.
При такой записи есть риск, что тарелки будут слишком выделяться в миксе. Барабанщику придется быть внимательнее и следить за своей громкостью.
Во втором случае микрофон возле головы барабанщика даст сигнал с куда менее выраженной бочкой. Чтобы это компенсировать, второй микрофон нужно расположить на середине глубины бас-барабана. Это даст щелчок на 2-5 кГц, который необходим в контексте поп-музыки.
Одну из самых распространенных и эффективных техник работы с тремя микрофонами придумал звукорежиссер Глин Джонс, известный по работе с Rolling Stone, The Who и Led Zeppelin. Мы располагаем один микрофон возле резонаторного отверстия на бочке, второй микрофон как оверхед, над хай-хэтом, и третий микрофон около напольного тома. Второй и третий микрофоны должны быть направлены на малый барабан и находится на одинаковом расстоянии от него. Если у вас есть четвертый микрофон, используйте его для подзвучки малого барабана.
Этот метод позволяет создать широко звучащую запись и гарантирует, что установка зазвучит как единое целое. Не забывайте отрегулировать фазу у оверхедов.
С двумя оверхедами возможны следующие вариации: XY-запись (оверхеды под углом 90 градусов друг к другу), два микрофона справа и слева от барабанщика (приблизительно на уровне плеч), или использование стереопары для съема комнаты. Также возможно использовать все три микрофона в качестве оверхедов — для этого нужно расположить два оверхеда около хэта и напольного тома соответственно, и третий оверхед около установки. Этот метод часто применялся в 60-70-е и позволяет записать объемную картинку. Но в этом случае придется смириться с тем, что звучание бас-бочки и малого барабана не будет таким острым и пробивным, как при использовании схем с направленным съемом.
Правильно пользоваться микрофонами и уметь их грамотно расставлять — очень важно. Но также важно, чтобы исходный материал был хорошего качества. Если вы ограничены в количестве микрофонов, на этапе сведения будет проблематично регулировать баланс каждого барабана на микшере — если в записанной дорожке томы звучат слишком тихо и не раскрываются, а хэт выбивается, с этим уже тяжело будет что-то сделать. Конечно, в 2021 году всегда придут на помощь плагины а-ля Beat Detector, но тогда не очень понятно, зачем было в принципе записывать живые барабаны, если в итоге вам придется выравнивать их по сетке и динамике.
Все это значит, что барабанщик должен выдавать качественные, отлично звучащие дубли, которые после записи нужно редактировать по минимуму и не делать их похожими на партию драм-машины.
Для начала нужно соблюдать простейшие правила: песню барабанщик должен знать наизусть, причем нужно выучить и форму, и мелодию со словами. Этот принцип касается любых жанров и направлений. Если песня не выучена на 100 процентов, в лучшем случае музыкант будет играть и запаздывать, вспоминая в процессе записи, что зачем идет. В худшем случае песню придется собирать из десятков дублей. А это значит, что запись выйдет дороже, а миксдаун барабанов придется ждать дольше.
Во-вторых, барабанщик должен понимать стилистику песни. Джаз не играют теми же руками и с тем же настроем, что регги или металл. И если этот аспект рассматривать подробнее, то важен баланс голосов ударной установки. Вот отличный пример того, как барабанщик должен поработать со своим балансом еще до записи:
В зависимости от жанра баланс будет меняться — например, в рок-музыке в целом малый и бас-барабан априори громче тарелки, в которую барабанщик ведет.
А, скажем, Арт Блейки гораздо громче и агрессивнее вел вторую и четвертую доли в хэт, чем Джимми Кобб.
На этих видео можно услышать примеры в джазовом контексте, но принципы применимы к любой музыке, где есть барабаны.
Если музыкант достаточно хорош, чтобы записываться в студии, то смена баланса может стать дополнительным средством выразительности, которое поможет сделать трек убедительнее и интереснее.