Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Содержание:
В записи вокала нюансов наберется на книгу. Но для начала хорошо бы знать простой шаблон, от которого нужно отталкиваться и далее постигать тонкости.
Этапа записи три:
Если хотя бы на одном из этих этапов что-то пошло не так, записывать голос придется заново или долго и трудно редактировать дорожку в плагинах.
На препродакшне нужно подготовить предварительный микс. Он должен содержать все задуманные дорожки и по возможности звучать так же, как материал, который вокалист учил перед записью.
После пора подумать о месте для записи. Если записываетесь не в специализированной студии, ищите комнату с минимумом жестких поверхностей, без окон и площадью хотя бы в один квадратный метр. Так вы сможете избежать нежелательных отражений, которые проникнут в микрофон и испортят дубль.
Если нужен мейнстримный звук, реверберация должна быть минимальной, в противном случае вокал в миксе будет отодвинут назад и перестанет быть отчетливым. Это же сделает текст песни неразборчивым.
К тому же, если вокал уже записан с сильной реверберацией, его будет тяжелее поправить по тону — например, если дубли были не очень удачные, а переписывать партию еще раз уже нет времени.
Компрессированная дорожка вокала, на котором было слишком много реверба, будет звучать неестественно.
Заглушать комнату совсем до предела тоже не нужно. Это приведет к спаду в верхнем регистре и, опять же, к неестественному звуку.
Во-первых, не стоит располагать микрофон ровно посреди комнаты. Неизбежны стоячие волны, которые испортят любой дубль.
Микрофон должен быть как можно дальше от стен и прочих отражающих поверхностей.
Если есть акустические панели, из них можно и нужно составить вокальную кабину для вокалиста. Если панелей нет, можно использовать ковры, матрасы, одеяла.
Желательно разместить какую-нибудь звукопоглощающую поверхность за головой вокалиста. При использовании кардиоидного микрофона отражение от этой зоны будет влиять на вокал больше всего.
С круговой диаграммой придется озаботиться звукопоглощением по сторонам и с тыльной стороны микрофона.
Для каждого вокалиста лучше протестировать разные микрофоны из своего парка, либо выяснить, какие он предпочитает в студийной работе.
В студии одиночного исполнителя обычно пишут на конденсаторный микрофон с большой диаграммой. Дома лучше записываться на кардиоидный микрофон — недочеты помещения не будут так сильно попадать.
В хорошо заглушенной комнате можно использовать всенаправленный микрофон. В этом случае вы не столкнетесь с эффектом близости, вокалисту не потребуется строго соблюдать расстояние до микрофона.
Если вокальная партия агрессивная, с расщеплением и подобными средствами выразительности, можно взять динамический микрофон, который может выдержать большую громкость. Он же поможет звучать чуть теплее. За счет того, что у динамических микрофонов меньше чувствительность, фонового шума в запись тоже попадет меньше.
Не забудьте про поп-фильтр и стойку с амортизацией. Любую помеху во время студийной записи будет слышно, поэтому нужно максимально себя от них обезопасить. Нет ничего хуже хорошего дубля, испорченного случайным искажением, которое передалось по стойке.
Вокалисту должно быть удобно во всех смыслах: начиная от комфортно звучащего предварительного микса до достаточного количества воды, пюпитра и места посидеть.
Экспериментальным путем выясните самое подходящее место для расположения микрофона в помещении.
В качестве отправной точки можно поставить микрофон на уровне чуть выше губ вокалиста, на расстоянии от 15 см. Если микрофон кардиоидный, помните об эффекте приближения — расстояние не должно быть меньше 10 см.
Если вы только учитесь записывать голос, лучше чтобы расстояние до микрофона было чуть побольше. Исключения могут быть, если вы записываете часть партии на очень низкой громкости, на грани с шепотом. В этом случае допускается подойти к микрофону ближе.
После того, как вы нашли подходящую позицию, нужно выставить уровни на аудиоинтерфейсе. Уровень рекомендуется оставить на пиковых значениях не более -6dBFS. В любой DAW в секции микшера индикация уровня dBFS есть.
Вокал — это хрупкий инструмент, на который может повлиять и плохой неудобный микс в наушниках, и акустика, и эмоциональный фон.
Важно сделать для исполнителя комфортную среду. Ни в коем случае не критиковать, это только спровоцирует зажимы и приведет к часам неудачных дублей.
Со своей стороны певец должен быть готов. Наизусть нужно знать и мелодическую линию, и текст. Текст с листа — это заведомо пение с отставанием по времени и замедленной дикцией.
Не забывайте делать перерывы. Золотое правило — пятиминутный перерыв каждые полчаса. Если подряд было записано несколько неудачных дублей, обязательно прервитесь.
Если бэки пишет тот же вокалист, что и основную партию, лучше выделить для них отдельную сессию и подобрать другой микрофон.
Надо учитывать, что овердаб одного и того же исполнителя не будет звучать так же полно и плотно, как несколько вокальных линий, записанных разными людьми.
Более открытого звука можно достичь, если находиться в 15-30 см от микрофона. Звук получится открытым, и его не нужно будет подвергать долгой обработке.
Если бэками занято несколько человек одновременно, лучше использовать два микрофона и записывать в стерео. Чем больше людей — тем дальше их нужно поставить от микрофонов. Подойдет XY-стереопара конденсаторных микрофонов.
В припевах и кульминациях есть смысл записать дабл-треки — если исполнитель опытный и умелый. Дублирующие фразы должны как можно точнее повторять оригинальную дорожку.
Разницу в тоне вы получите, сместив вокалиста чуть дальше от микрофона. Если к этому добавить панорамирование, можно получить интересную стереокартинку.