Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Студийные мониторы — неизбежная покупка для студии.
Если трекинг/мониторинг возможен в наушниках, то качественно свести записанный материал в них проблематично. По сравнению с мониторами, наушники гораздо сильнее окрашивают звук, дают чрезмерно широкую стереокартинку и не передают бас должным образом. Естественного смешивания в пространстве звуковых волн из правого и левого каналов тоже не происходит.
Хотя первый грубый премикс можно сделать в хороших открытых наушниках, над нюансами и деталями придется работать с помощью мониторов.
Первыми в студию нужно покупать мониторы ближнего поля — именно они нужны для маленьких комнат и позволяют передать самую объективную картинку происходящего в миксе.
Мониторы ближнего поля — это небольшие мониторы с высокочастотными динамиками 1” и низкочастотными динамиками 3” - 8”, рассчитанные для использования на расстоянии от 0,5 до 3 метров. Близкое расположение к уху слушателя позволяет захватить больше прямого сигнала и убрать лишние отражения, которые негативно влияют на восприятие звука. Такие мониторы максимально увеличивают соотношение прямого и отраженного звука в сторону прямого. Также студийные мониторы ближнего поля позволяют частично решить проблемы, связанные с размерами помещения студии, и дают оптимальный звук в небольших и неподготовленных помещениях.
Все это позволяет детально поработать над звуком и нюансами микса. Еще один важный момент: для точной передачи звука мониторы должны работать на оптимальном уровне громкости. Для мониторов дальнего поля уровень достаточно высокий. При таком уровне быстро устает слух. Поэтому мониторы ближнего поля незаменимы не только в маленьких проектных студиях, но и в профессиональном сегменте.
По сравнению с более крупными моделями мониторы ближнего поля, как правило, обладают более узкой частотной характеристикой и требуют использования дополнительного сабвуфера для адекватной передачи нижнего регистра в микс.
Поскольку мониторы ближнего поля небольшие, их можно расположить как на специальных подставках, так и на столе. Размещение на неустойчивой поверхности может вызвать резонирование, которое будет мешать прослушивать миксу. Убрать нежелательные резонансы можно с помощью изолирующих подставок (NordFolk NSI-07L, IsoAcoustics ISO-200).
Мониторы ближнего поля чаще всего двухполосные. Реже можно встретить трехполосные системы. В первом случае динамика два — низкочастотный и высокочастотный. У трехполосных моделей есть дополнительный среднечастотный динамик. Трехполосные мониторы отличаются более широким частотным диапазоном и большей детализацией. Но за это приходится платить — эти мониторы дороже двухполосных.
Исключение — широкополосные мониторы. Они оборудованы одним динамиком, который работает в широком диапазоне частот, но более узком, чем у двух- или трехполосных мониторов. Ярко выраженная середина этих моделей помогает в работе с вокалом и проработке читаемости микса. Трехполосные модели используют как дополнительные модели.
В активные мониторы встроены усилители, по одному на каждый динамик. Пассивным мониторам для работы нужен внешний усилитель. Большинство мониторов — активные.
Преимущество активных систем в том, что вам не нужно покупать дополнительное оборудование и коммутацию. С другой стороны, пассивные системы более гибкие, и их легче кастомизировать. А если какой-то элемент системы, например усилитель, сломался, его будет легче заменить или отремонтировать.
В открытом корпусе предусмотрено отверстие фазоинвертора. Оно расширяет спектр воспроизводимых низких частот. Нижний регистр у закрытых моделей уже, но плотнее (Avantone MixCubes Passive Black).
Корпус сильно влияет на итоговое звучание мониторов. Корпуса делают из МДФ, дерева, и иногда из специальных сплавов металлов. В самых бюджетных моделях используют пластик или ДСП. Форма корпуса также влияет на звук, многие производители имеют запатентованные изогнутые конструкции волновода твитера, которая позволяет правильно направить высокие частоты. Большинство мониторов оборудовано фазоинверторами, которые позволяют расширить нижний регистр воспроизводимых частот. Если планируется устанавливать мониторы вплотную к стене, выбирайте модели с отверстием фазоинвертора спереди.
Кроссовер — разделяет частоты и направляет в низкочастотный и высокочастотный динамики. Это позволяет сохранить работоспособность драйверов и снизить энергопотребление. В двухполосных системах частота разделения кроссовера обычно находится в районе 1,5 – 3 кГц. В дополнительных широкополосных мониторах кроссовер не используют.
Низкочастотный динамик (вуфер) предназначен для воспроизведения нижних частот. Мониторы ближнего поля обычно оборудованы вуферами 3” - 8”, в небольших домашних студиях чаще всего используют модели с динамиками 4”, 5” или 6”. Размер драйвера определяет нижний предел воспроизводимых частот: чем больше диаметр, тем более низкие частоты способен воспроизвести монитор. В двухполосных системах низкочастотные динамики отвечают также за нижнюю часть среднего регистра. При выборе мониторов стоит учитывать размер помещения и его акустическую подготовку. Для небольших неподготовленных помещений в пределах 20 – 25 м2 лучше использовать мониторы 4” – 5”. В более крупных и акустически подготовленных комнатах можно поставить 8”.
Большие студийные мониторы в маленьких помещениях — ошибка, поскольку в этом случае вы столкнетесь с большим количеством отражений и частотных конфликтов, особенно в басу.
Высокочастотный динамик (твитер) отвечает за воспроизведение высоких частот. Встречаются твитеры с шёлковым, ленточным, кевларовым или металлическим куполом. Материал влияет на звук: например, фирменные ленточные твитеры серии ART от Adam обеспечивают расширенный частотный диапазон и детализацию. А компания Focal для улучшения линейности и прозрачности звучания использует специально разработанные бериллиевые твитеры.
Среднечастотный динамик присутствует в трехполосных (или более) мониторных системах. У мониторов ближнего поля СЧ-динамик — редкость. Среднечастотный динамик занимает часть диапазона между вуфером и твитером. В такой схеме кроссовер разделяет частоты уже на три (или более) полосы частот.
Усилитель мощности может быть один для всех полос или отдельный для каждой полосы. Большинство современных мониторов имеет конфигурацию с отдельным усилителем на динамик. Это обеспечивает детализацию и четкость выходного аудиосигнала.
Входные разъемы. Студийные мониторы оборудованы балансными XLR и 1/4” TRS разъемами, а также небалансными RCA и 1/4” TS. У недорогих моделей встречаются разъемы для наушников 1/8” TRS. Балансные соединения менее шумные.
Встроенный эквалайзер позволяет настроить звучание в соответствии с помещением. Может быть выполнен в виде фиксированных пресетов как, например, у Kali Audio или в виде модуля процессора с возможностью гибко настраивать параметры, как у KRK.
У некоторых моделей есть блок цифровой обработки. С помощью фирменного софта и измерительного микрофона мониторы можно оптимизировать под акустику помещения.
Четвертое поколение узнаваемой по желтым диффузорам линейки Rokit от компании KRK. Отличаются ровным и детальным звуком. Встроенная цифровая обработка позволяет оптимизировать звучание под помещение.
Двухполосный 6” монитор с большим запасом громкости и широким диапазоном 38 Гц - 25кГц. Набор DIP-переключателей на задней поверхности позволяет легко и быстро настроить систему для текущего расположения. Лидер бюджетного сегмента.
Самая доступная серия мониторов от немецкого производителя Adam. Как и старшие модели, монитор оснащен фирменным ленточным твитером U-ART, который совместно с волноводом HPS обеспечивает детализацию и широкую зону горизонтальной дисперсии высоких частот.
Металлический твитер с волноводом обеспечивает сфокусированный и точный звук и естественную стереокартинку. Поставляется в комплекте с резиновой подставкой Iso-Pod, которая убирает паразитные вибрации.
Оснащен 5” динамиком из магниево-силикатного полимера и обеспечивает нейтральный неокрашенный звук.
Активный двухполосный монитор, обладающий большим запасом мощности при минимальном уровне искажений. Низкочастотный 8” динамик SilverCone обеспечивает глубокий бас до 36 Гц, а фирменный ленточный твитер AMT RS2 позволяет передавать мельчайшие детали на верхних частотах. Оснащен процессором, управляемым с передней панели.
Флагманская модель трехполосных мониторов ближнего поля от французской компании Focal. Оборудована фирменным бериллиевым твитером. Мониторы можно расположить горизонтально. Режим Focus позволяет отключить НЧ-динамик и проверить, как звучит микс на двухполосной системе.
Хотя Avantone MixCubes работает только в пределах одной полосы и достаточно специфически звучит сам по себе, в качестве дополнительного монитора модель поможет выстроить точный баланс, что позволит треку оптимально звучать на любых лоу- или хай-фай системах. Частотный диапазон составляет 90 Гц - 17 кГц.