Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееerid: 2Vtzqx6MNNZ
Содержание:
Все годы существования индустрии музыку делали в больших студиях с набором студийного оборудования.
Люди брали инструменты, подключали их к микшерному пульту и записывали материал на дорогую пленку. Пока в дело не вступил цифровой формат.
Уже во второй половине 80-х цифра стала проникать и в мире обывателя — появились доступные персональные компьютеры. И вместе с офисными утилитами и играми у пользователей появились первые программы, в которых можно было делать музыку. Так началась история музыкальных трекеров. Этот софт сильно повлиял на развитие электронной музыки, открыл андеграундным музыкантам домашнее продюсирование и прочно занял свое место в музыкальной культуре.
Хотя пик популярности трекеров пришелся на начало 90-х, их используют и сегодня. Изначально разработанные для создания музыки к видеоиграм, они стали основным инструментом джангла, чиптюна и даже музыки для демосцены. Уникальный рабочий процесс, который заложен в основе музыкальных трекеров и особенный характер звучания просто невозможно повторить при помощи современных DAW.
Во второй половине 1980-х годов домашние персональные компьютеры перестали быть экзотикой. Одной из самых популярных линеек того времени стали компьютеры серии Amiga от компании Commodore. Они были достаточно мощными для выполнения базовых задач, имели графический пользовательский интерфейс (а не командную строку), а также оснащались звуковым чипом, который позволял воспроизводить звук в формате PCM 8-бит с четырьмя каналами при частоте 29 кГц. Этого в итоге оказалось достаточно для работы с программами для создания музыки.
Спустя два года после выпуска домашних компьютеров Amiga, немецкий разработчик программного обеспечения и композитор Карстен Обарски создал первую программу музыкального трекера Ultimate Soundtracker.
Она позволяла создавать композиции только при помощи компьютера, без дополнительного оборудования. У Ultimate Soundtracker был необычный интерфейс, который напоминал рабочее место оператора из «Матрицы» — четыре колонны заполненных цифрами и буквами. Каждый из четырех вертикальных рядов представлял собой аудиоканал.
Движение музыкального времени было направлено вертикально. Семплы запускались путем выбора ноты в определенной ячейке. Каждый паттерн содержал 64 строчки и составлял четыре такта, а сами паттерны можно было объединять в целые музыкальные произведения с помощью редактора списков воспроизведения. Такой подход позволял создавать динамичные и продолжительные музыкальные треки.
Очень важной особенностью Ultimate Soundtracker стал формат файлов .mod крайне малого размера. Такая особенность позволяла музыкантам обмениваться треками между собой, чем потом и воспользовались представители демосцены, а также разработчики видеоигр. Также файлы .mod использовались для саундтреков к некоторым видеоиграм, что позволяло значительно уменьшить размер самой игры.
Популярность Ultimate Soundtracker привела к появлению других подобных программ, которые обладали более широкими возможностями и новыми функциями. К самым известным можно отнести NoiseTracker (1989), ProTracker (1990) и OctaMED (1989).
OctaMED стала особо популярна среди продюсеров джангл, техно, IDM и рейв-сцены. Кстати, многие артисты до сих пор используют это программное обеспечение совместно с сэмплерами от Akai и E-mu.
В OctaMED было уже восемь звуковых дорожек, звуковые эффекты и достаточные возможности для создания полноценных треков. Благодаря ему были созданы важные рейв-хиты начала 1990-х.
Известный драм’н’бейс продюсер DJ Zinc также был большим поклонником OctaMED, именно на ней был создан легендарный трек Super Sharp Shooter.
После ухода с рынка компании Commodore программы трекеры перешли на платформы MS-DOS и Windows. Домашние компьютеры под управлением этих систем обзавелись отдельными звуковыми интерфейсами с более высоким разрешением в 16-бит, что естественным образом повысило качество звука. В 1994 году был выпущен Fast Tracker II для MS-DOS, а уже в 1997 году ModPlug — Tracker для Windows.
История трекеров продолжается и сегодня: некоторые компании продолжают выпускать и обновлять программное обеспечение, при этом можно выбрать подходящий продукт не только для Windows, но и для MacOS, Linux, Android, iOS и даже Nintendo Game Boy (Little Sound Dj).
Но главная заслуга трекеров в том, что они впервые сделали написание музыки доступным каждому. Именно трекеры позволили создавать музыку дома вообще без использования дорогостоящего оборудования. А открытый исходный код и зачастую бесплатное распространение от самих разработчиков еще сильнее способствовали развитию трекер-культуры.
Что из себя представляют музыкальные трекеры? В общем понимании это программы с характерным графическим интерфейсом, предназначенные для создания музыки на персональных компьютерах. Первые программы были созданы для компьютеров Commodore серии Amiga, последующие версии можно было использовать с системами MS-DOS, Windows, MacOS, а затем и на мобильных платформах Android и iOS.
Благодаря большой вовлеченности программистов-энтузиастов и минимальным требованиям к оборудованию были созданы программы даже для Nintendo Game Boy и цифровых калькуляторов Texas Instruments.
Чтобы пользоваться трекером, нужен только компьютер, экран и клавиатура. Графический интерфейс секвенсора выглядит как несколько вертикальных колонн, каждая из которых отвечает за один аудиоканал. В более поздних программах их стало восемь и более. Все данные нот, инструментов и эффектов представлены в виде сетки чисел и букв, и выглядят как электронная таблица.
Такой интерфейс заставляет пользователя двигаться пошагово и скрупулезно прописывать основные параметры каждого маленького блока своего трека.
Вот пример единичного шага — 01 С4 01 0А 01. Что это значит:
Каждый шаг канала представляет собой длительность. Канал в трекерах отличается еще и тем, что он не привязан к одному инструменту — то есть каждый шаг может содержать свой аудиосемпл, хоть лид, хоть пэд, хоть что угодно другое.
Такие особенности интерфейса позволяли детально контролировать элементы композиции и добиваться сложных ритмических и мелодических структур. То есть музыкальную фразу можно буквально составлять как мозаику — отсюда растут, например ломаные барабаны IDM. Можно предположить, и что функцию Parameter Locks в девайсах Elektron разрабатывали с оглядкой на эту особенность программных трекеров.
Для создания композиции трекеры используют систему паттернов. Каждый паттерн — это кусочек музыкальной формы, который имеет определенное место в конструкции (вступление, куплет, припев и т. д.). Аранжировка собирается из последовательности таких паттернов.
Благодаря невысоким требованиям к компьютерному железу трекеры стали особенно популярны среди композиторов саундтреков к видеоиграм начала 90-х, а позже этот софт оценили создатели направления чиптюн, продюсеры джангла, техно, IDM и хардкора.
Первую половину 90-х эти программы оказывали огромное влияние на сочинение электронной музыки. Вот почему так получилось:
Практически каждый пользователь компьютера мог писать музыку дома и для этого ему не нужно было иметь студию с дорогостоящим профессиональным оборудованием, образование, навыки звукоинженера и умение играть на живом инструменте.
Вертикальная верстка интерфейса и набор параметров числами — не самая привычная визуализация для обычного музыканта, который привык к нотам. Но люди без музыкального образования нашли такой интерфейс достаточно удобным, а изучать не самую простую музыкальную теорию оказалось в этом контексте необязательно.
Паттерны очень наглядно показывают структуру произведения и быстро делать каркас песни.
Лоу-фай характер звучания аудиочипов у первых компьютеров в итоге привел к тому, что появились целые направления а-ля чиптюн, для которых такой саунд стал средством выразительности.
Ограничения трекеров привели музыкантов к более рациональному и нетривиальному использованию доступного функционала программы. Так и была обнаружена, например, возможность использовать разные семплы на одном канале, что позволяло обойти ограничения в четыре аудиодорожки. А повторением звука с последовательным уменьшением громкости имитировали эффект дилея.
Привычные нам DAW ударили по популярности музыкальных трекеров. Но у винтажных программ по прежнему есть свои последователи, причем совсем не только среди гиков. Ниже представлены примеры наиболее популярных программ трекеров, которые широко используют музыканты и продюсеры. Обратите внимание на Renoise — это полноценная DAW, у которой есть поддержка VST-инструментов и полный набор функций для профессиональной работы с треком.
Но софт, который копирует старые программы для Amiga — не самое интересное. Появились и настоящие инструменты, которые используют трекерный интерфейс и позволяют делать полноценные композиции автономно.
Из-за своей специфичности и непривычной для музыкантов компоновке, производители электронных инструментов часто обходят трекеры стороной. Но есть и приятное исключение. Пожалуй, кроме модульного Nerdseq от XOR Electronics, Polyend — единственный производитель, который точно воспроизводит интерфейс винтажных трекеров. Сейчас в их линейке есть четыре инструмента, которые или в точности повторяют архитектуру трекера, либо используют некоторые ее элементы.
Polyend Tracker — автономная машина и потенциально даже центр сетапа. Оборудована большим экраном, на котором и воспроизводится классический воркфлоу программных трекеров начала 90-х.
Быструю работу обеспечивают 48 пэдов и приятные механические кнопки управления параметрами и навигации. Интерфейс создания партий больше всего похож на программный трекер OctaMED для древних Amiga.
Пользователь работает с восемью дорожками и может загружать семплы и добавлять эффекты. Собственные семплы записываются на SD-карту или прямо на устройство по кабелю. Каждый семпл можно редактировать внутри устройства. Помимо этого, в машину встроен процессор гранулярного синтеза.
Автономно Tracker работает не только с семплами, но и в качестве MIDI-секвенсора. А для лайвов выделен отдельный режим Performance.
Tracker Mini — портативная версия инструмента, с тем же интерфейсом и функционалом. Но ради уменьшения размеров пришлось поступиться несколькими кнопками управления и пэдами. Оснащен встроенным аккумулятором с зарядом до 8 часов и микрофоном, а также поддерживает работу со стереосемплами. Внутренняя память Tracker Mini позволяет записать до 8 минут аудио в моноформате и отправить 12 стереоканалов по USB.
Если Tracker — тщательное переложение на железо классического софтверного подхода к композиции, то Play больше о том, как играть в реальном времени. Здесь сетка на 64 пэда позволяет без скрупулезного ввода числовых данных набивать биты или делать секвенции. В Play встроено 32 ГБ памяти для хранения библиотеки семплов, гибкий движок, порт USB-C и MIDI-интерфейс для интеграции с внешними инструментами.
В Play+ памяти уже 64 ГБ. Представлены четыре движка и расширенный набор эффектов — особое внимание обратите на биткрашер и эффекты модуляции. Секвенсор в обоих случаях восьмиканальный.