Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Содержание:
Модульные инструменты дают свободу манипуляций со звуком.
Саунд-дизайнеры могут экспериментировать с текстурами так, как с закрытым синтезатором невозможно. Сегодня мы подробнее расскажем про составляющие модульных инструментов.
Некоторые модули в классификацию не вписываются или относятся к нескольким категориям сразу. Но логику вы поймете, и дальше сможете выбирать их самостоятельно.
Так выглядит основа, вокруг которой строится система:
Этот каркас дальше можно дополнять чем угодно: фильтрами, временной и пространственной обработкой, микшерами и средствами синхронизации. О них мы также расскажем дальше. Но связка секвенсор/осциллятор/модулятор/VCA — база, их нужно иметь обязательно.
С помощью CV-/Gate- сигналов секвенсоры дают команды осциллятору — какой высоты и длительности ноты он должен воспроизводить. В роли этого девайса может выступать Eurorack-секвенсор, внешний контроллер и модуль Midi to CV.
Помните, что если в секвенсоре нет генератора clock-сигнала, для этого придется докупать отдельный модуль.
Что касается модулей Midi to CV, у них одна функция — дать пользователю управлять рэком из DAW или миди-клавиатуры. Миди-сообщение конвертируется в понятный модульной системе электрический сигнал. В этом случае система не будет автономна от компьютера. С другой стороны, решится проблема с клок-сигналом — его можно посылать из DAW.
Примеры:
Именно эти модули генерируют исходный сигнал.
Условно можно разделить на три категории:
Обычно модульные осцилляторы оборудованы 3-5 выходами, регуляторами широты импульса и высоты тона, несколькими формами волны. Полезные опции — переключатели октав, а также режимы Lin/Exp FM и Hard/Soft Sync.
В качестве основного не стоит брать одноканальный осциллятор — даже в самых простых субтрактивных девайсах есть хотя бы два осциллятора, в которых генерируются разные формы волны. С одноканальным устройством интересные звуки создавать будет сложно. Сложный многофункциональный осциллятор можно получить двумя путями: купить готовый дорогой модуль, либо составить из пары простых осцилляторов и вейвшейпера.
Примеры:
Хотя некое подобие фильтрации сигнала возможно с помощью ручки тона на осцилляторе, очень скоро вам понадобится отдельный модуль.
Фильтр — та часть тракта, которая дает тону синтезатора индивидуальность.
Если говорить про функции, обращайте внимание, есть ли в модуле несколько входов CV, дисторшн/сатуратор, есть ли несколько выходов.
Примеры:
Кроме того, что VCA-усилители — источник выходного сигнала, они могут служить гейтом для постоянного сигнала от осцилляторов.
Работают все VCA одинаково, поэтому обращать внимание надо на дополнительные функции: микшер, регуляторы выходных каналов и мьютирование, режимы Exp и Lin. Имейте в виду, что одного модуля VCA будет недостаточно.
Примеры:
LFO — осцилляторы, которые генерируют волны с частотой ниже порога слышимости, от 0,1 Гц до 10 Гц.
Сигнал LFO используется для модуляции частоты среза фильтра, громкости, высоты тона и прочих параметров. Формы волны такие же, как и у стандартного осциллятора – синусоида, треугольник, пила и квадрат. К LFO относятся и многофункциональные девайсы типа function generator.
Правило при выборе одно: лучше, чтобы источник модуляции мог делать как можно больше. Среди самых важных функций — синхронизация по темпу.
Примеры:
Генератор огибающей идентичен секции огибающей в софтовом или закрытом синтезаторе — создает модуляцию CV-сигнала. Чаще всего огибающая состоит из четырех этапов: Attack, Decay, Sustain и Release.
Примеры:
В эту категорию входит много эффектов: от классических дилея и реверберации до экспериментальных моделей. В остальном эффекты работают точно так же, как и, скажем, гитарная педаль.
Примеры:
Хотя эти девайсы иметь не обязательно, и они нужны не для интересных экспериментов со звуком, с помощью них решаются разные прозаические проблемы.
Например, чтобы довести сигнал в модульной системе до линейного уровня и направить в акустическую систему или аудиоинтерфейс, потребуется аттенюатор; суммировать несколько звуков или получить несколько копий одного можно с помощью микшера; clock-сигнал для синхронизации может потребоваться разделить и направить в несколько выходов — для этого нужен модуль делителя.
Примеры:
Механика модульной системы такая же, как и в закрытом синтезаторе — точно так же, здесь есть осцилляторы, фильтры, огибающие и эффекты. Отличие модулей от закрытой системы в том, что путь прохождения сигнала от осциллятора до выхода пользователь может продумать сам. Связывать модули друг с другом можно как угодно — здесь и открывается поле для экспериментов. Синтезаторы с закрытой архитектурой на подобные вещи не способны.
На следующей неделе мы расскажем о том, как модульная система работает в паре с DAW и компьютером.