Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Диаграмма направленности микрофона (Polar Pattern) — это его чувствительность к звуку относительно направления или угла, с которого поступает сигнал.
Это один из главных параметров микрофона — полное представление о диаграммах направленности позволит выбрать подходящую модель, а также правильно ее разместить, чтобы на сессии звукозаписи записать максимум полезного сигнала и не дать попасть в дубль нежелательный звук.
Диаграммы направленности отображаются на графике, который показывает чувствительность микрофона на 360 градусов. При этом надо понимать, что речь идет не об окружности, а о сфере. Микрофон находится в центре, 0 градусов — это направление его фронтальной стороны.
Все виды диаграмм направленности микрофонов делятся на три категории:
Каждая из этих диаграмм направленности имеет разные характеристики чувствительности в отношении уровня и частотного диапазона к звукам, поступающим под разными углами.
У большинства микрофонов конструкция с одной постоянной направленностью. Но есть модели и с переключаемой диаграммой.
Микрофоны с переключаемой диаграммой направленности:
Однонаправленные микрофоны отличаются высокой чувствительностью с передней стороны микрофона. Это позволяет исключить нежелательные посторонние звуки и окружающий шум, находящиеся вне оси направленности.
Однонаправленные диаграммы бывают четырех видов:
Кардиоидная диаграмма (Cardioid). Cardioid в названии указывает на то, что диаграмма напоминает форму сердца. У таких микрофонов широкая область захвата спереди, с максимальным отклонением от оси на 180 градусов. С боков у кардиоидных микрофонов звук намного тише, сзади сигнал не улавливается.
Пример: если два человека находятся на одном расстоянии от микрофона, один спереди, а второй — сбоку под углом 90 градусов, то второй будет звучать, будто он находится в два раза дальше от микрофона.
Кардиоидные микрофоны используются для записи одного источника звука. Такая характеристика позволяет снизить на ⅔ восприятие окружающего шума по сравнению со всенаправленными моделями, а также уменьшить обратную связь на сцене — когда микрофон «заводится» от напольных мониторов.
Первым способом создания однонаправленной характеристики было совместное использование всенаправленного и двунаправленного элементов в одном корпусе. При смешивании двух сигналов в равных пропорциях получалась кардиоидная диаграмма направленности.
Суперкардиоидная диаграмма (Supercardioid). Имеют более узкую область захвата, чем у кардиоиды. Область захвата спереди составляет около 115 градусов. Конструкция суперкардиоидного микрофона подразумевает небольшую зону захвата сигнала сзади, что необходимо учитывать при размещении микрофонов на сцене совместно с мониторами. При правильной установке обеспечивают еще более сфокусированный прием сигнала, чем кардиоидная диаграмма, и лучшее подавление окружающего шума и обратной связи.
Гиперкардиоидная диаграмма (Hypercardioid). Очень похожа на суперкардиоидную диаграмму, область захвата спереди еще уже и составляет 105 градусов, а чувствительность с обратной стороны немного выше. Применяются для подзвучки источников громкого сигнала.
Микрофон-пушка (Shotgun / Lobar, долевая диаграмма). Имеют наиболее выраженную фронтальную направленность с небольшой чувствительностью сзади и по бокам. Используются в ситуациях, когда необходимо снимать звук с большого расстояния. В основе конструкции находится капсюль с малой диафрагмой суперкардиоидной или гиперкардиоидной направленности. Но за счет специальной конструкции с длинной интерференционной трубкой перед диафрагмой, достигается подавление звука вне оси.
Всенаправленные микрофоны имеют одинаковую чувствительность во всех направлениях. Они не требуют установки в направлении источника сигнала.
Их преимущество — естественное, открытое реалистичное звучание, в том числе при записи инструментов в нижнем регистре, а также ровная частотная характеристика.
Подходят для работы в студийных помещениях с хорошей акустикой, записи живых выступлений негромких коллективов и записи отражений помещения.
С другой стороны, всенаправленные микрофоны не могут отсечь нежелательный фоновый шум и склонны «заводиться», поэтому их не удастся использовать на громких площадках.
Всенаправленная диаграмма очень часто используется в петличных микрофонах у ведущих и корреспондентов, так как в таком случае человек может свободно двигаться и не опасаться, что звук запишется тихо.
Двунаправленная диаграмма имеет две равные области захвата сигнала, расположенные противоположно друг другу — спереди и сзади микрофона. Звук с боков не записывается.
Угол захвата каждой из сторон составляет около 90 градусов. Соответственно, микрофон подойдет для записи интервью или, скажем, вокального дуэта.
Используются в техниках стереозаписи Blumlein и mid/side.
У всех ленточных микрофонов, в связи с особенностями конструкции, диаграмма двунаправленная.
Кардиоида. Живой звук, студийная запись (особенно в неподготовленных акустических условиях). Подходит для чистой записи вокала и любых инструментов, включая барабанную установку.
Суперкардиоида и гиперкардиоида. Живые концерты с высоким уровнем шума. Студийная запись с особыми требованиями: например, запись малого барабана с минимальным проникновением хай-хэта.
Микрофон-пушка (Shotgun / Lobar). Видеопродакшн и кино — для закадровой записи звука и полевой записи.
Всенаправленные микрофоны. Студийная запись, запись инструментов (например, акустической гитары) в акустически подготовленном помещении, запись хора или оркестра, запись движущихся объектов.
Двунаправленный (восьмерка). Стереозапись, запись или стрим интервью с участием двух человек.
При использовании однонаправленных микрофонов необходимо учитывать следующие факторы:
Эффект приближения — проявляется в усилении низких частот по мере приближения источника звука к микрофону. Эффект встречается у однонаправленных, и особо выражен у двунаправленных микрофонов. У всенаправленных моделей эффекта нет. Хотя эффект приближения меняет частотную характеристику и снижает разборчивость, иногда его используют специально — для уплотнения, придания звуку тепла и усиления нижнего регистра.
Внеосевое окрашивание — встречается, когда звук проникает в микрофон вне основной оси направленности. Частотная характеристика микрофона может изменяться в зависимости от угла поступления сигнала. Больше всего от этого эффекта страдают высокие частоты.
Фактор расстояния (коэффициент расстояния) — связывает расстояние от источника звука до микрофона и баланс между прямым звуком источника и фоновым шумом. Чтобы добится схожих результатов между микрофонами со всенаправленной и кардиоидной диаграммой, первый необходимо расположить ближе к источнику звука, а второй — дальше.
Если для всенаправленного микрофона фактор расстояния будет равен 1, то для микрофона с кардиоидной направленностью он будет равен 1,7. Это значит, расположив кардиоидный микрофон на расстоянии 17 см, можно получить схожий результат соотношения полезного сигнала к окружающему шуму, как у всенаправленного микрофона на расстоянии 10 см.
Поскольку студийные задачи могут быть разными, лучше составить небольшой парк микрофонов.
Направленные микрофоны способны исключить нежелательные шумы, уменьшить эффект реверберации пространства и имеют высокий коэффициент усиления до обратной связи. Позволяют записывать или подзвучивать инструменты в непосредственной близости друг к другу, необходимы на сцене, особенно при использовании сценического мониторинга. Придают окрас благодаря эффекту приближения.
Всенаправленные микрофоны передают естественный и открытый звук, отлично подходят для использования в акустически подготовленных студийных помещениях или акустически «богатых» пространствах — например, в церквях или концертных залах, которые отличаются характерной реверберацией). Правильно расположенные всенаправленные микрофоны в акустическом пространстве способны сохранить характер места записи, отличаются ровной частотной характеристикой и не подвержены эффекту приближения. Также микрофоны с круговой диаграммой лучше, чем направленные, противостоят шуму ветра, и менее восприимчивы к взрывным согласным «б», «п» и «т».
Двунаправленные микрофоны обеспечивают более естественный звук и передачу реверберации помещения, чем кардиоидные. Они полностью отсекают звуки с боков и позволяют производить стереозаписи (в частности, по технике Blumlein и Mid-Side). Очень удобны для записи интервью или двух акустических инструментов одновременно. Больше всех остальных типов подвержены эффекту приближения.