Анонс
Где и как найти качественные сэмпл ...
Дайджест по правильному поиску ...
Читать подробнееСодержание:
Cubase — это цифровая рабочая станция (DAW) с широкими возможностями работы с аудио- и MIDI-сигналами.
Она предназначена для записи и сведения различных музыкальных жанров и даже написания звуковых дорожек в кино.
Первая версия программы вышла в 1989 году, а актуальная на сегодня — одиннадцатая. Также Cubase выпускается в нескольких модификациях:
Cubase AI и Cubase LE — идут в комплекте с музыкальным оборудованием, имеют ограниченный функционал, достаточный для начала работы с программой и небольших проектов.
Cubase EE (Education Edition) — созданы для образовательного процесса, для студентов и преподавателей профильных учебных заведений.
Cubase Elements — базовая версия программы с основными, необходимыми инструментами и библиотекой для записи, редактирования и сведения.
Cubase Artist — стандартная версия с большим набором инструментов, эффектов и библиотек. Подходит для небольших студий.
Cubase Pro — полная версия программы. Оснащена 90 эффектами, 8 виртуальными инструментами и полной библиотекой звуков, позволяющей реализовать любые творческие идеи.
Cubase Pro и Cubase Artist хранят ключ регистрации на внешнем eLicenser, что позволяет работать с программой на любом компьютере где она установлена. Другие версии устанавливаются на один компьютер и работают без eLicenser.
Процесс установки программы Cubase не сложный, но требует соблюдения определенной последовательности действий. Для начала нужно зайти на сайт Steinberg в раздел Support —> Downloads —> скачать и установить Steinberg Download Assistant (установщик включает последние версии eLicenser Control Center, Steinberg Library Manager). Создаем аккаунт SteinbergID в MySteinberg или заходим в систему, если он уже был создан ранее.
Установка при помощи Download Access Code. Если с вашим оборудованием в комплекте поставлялся Download Access Code, вводим его на странице MyProducts в аккаунте MySteinberg или в программе Steinberg Download Assistant, нажав Enter Download Access Code. И вы получите код активации для программного обеспечения. Далее нажимаем Activate и активируем лицензию. Ждем окончания процесса активации. Устанавливаем программное обеспечение Cubase при помощи Steinberg Download Assistant.
Активация при помощи Activation Code. Если вы покупаете только программное обеспечение, то код активации будет указан в электронном файле, который придет после покупки. При этом также устанавливаем Steinberg Download Assistant и затем соответствующее ПО. Запускаем eLicenser Control Center, нажимаем Enter Activation Code и вводим код активации. Жмем «продолжить» и «скачать лицензию». Лицензия отобразится в окне справа с другими лицензиями (если они имеются). Для установки версий Pro и Artist понадобится USB-eLicenser.
При запуске Cubase откроется окно Steinberg Hub, в котором можно выбрать преднастроенные проекты для записи, сведения или мастеринга, а также создать новый. Там же можно выбрать где будет располагаться проект: в папке по умолчанию, либо выбрать другое расположение.
После нажатия кнопки Create появится окно проекта. При первом запуске проверяем и устанавливаем основные настройки программы. Для этого в меню выбираем Studio, далее Studio Setup. В открывшемся окне в разделе Audio System проверяем правильно ли указан наш аудиоинтерфейс и устанавливаем необходимый. Ниже отображена информация о задержке и частоте дискретизации. В дополнительных опциях параметр Processing Precision можно изменить c 32 бит (по умолчанию) до 64 бит, что позволит точнее обрабатывать аудио, но увеличит использование памяти. Multi Processing и ASIO-Guard оставляем активными, они отвечают за разделение нагрузки между процессорами и уменьшают нагрузку на компьютер.
Большую задержку при записи можно снизить, уменьшив размер буфера в разделе настроек звуковой карты. Кнопка Control Panel позволяет установить необходимый уровень буфера: чем меньше, тем меньше задержка, но больше нагрузка на компьютер. Здесь же можно установить функцию мониторинга без задержки Direct Monitoring, если ее поддерживает аудиоинтерфейс.
Выбрав настройку Project Setup в меню Project можно установить записываемый формат файла, частоту дискретизации и разрядность. Рекомендуется устанавливать разрядность 24 бит, более низкие значения отрицательно влияют на динамический диапазон записи. Для частоты дискретизации можно установить 44.1 кГц или 48 кГц, этого будет достаточно (чем больше значение, тем больше нагрузка на систему).
Следующим шагом после основных настроек проекта важно настроить входящие и исходящие каналы, иными словами – правильную маршрутизацию.
Во вкладке Studio выбираем раздел Audio Connection. Входящие каналы аудиоинтерфейса настраиваются во вкладке Input. Add Bus позволяет добавить каналы в проект, с возможностью выбора необходимой конфигурации моно, стерео, 5.1 и тд. В столбце Device Port отображаются входы аудиоинтерфейса, а в столбце Bus Name можно задать имя канала.
Во вкладке Outputs создаются и отображаются исходящие каналы. Если аудиоинтерфейс позволяет, то добавляем и назначаем дополнительные выходы, например, для второй пары мониторов или для настройки звука для музыканта. Настраивается по тому же принципу, что и входящие.
Для добавления дорожки нажимаем правой кнопкой мыши в поле отображения каналов и выбираем Add Audio Track (или в меню Project –> Add Track –> Audio). Тут же указываем конфигурацию канала, входящий и исходящий, название дорожки. На самом канале есть включение и отключение режима записи и мониторинга, переименование дорожки, настройки цвета, мьютирования, солирования и тд.
В главном меню настроек Preferences во вкладке VST можно выбрать режим включения автомониторинга. По порядку располагаются: ручное включение мониторинга, включение мониторинга при включении режима записи, включение мониторинга только во время записи и отключение мониторинга во время прослушивания, но включение во время записи (Tapemachine Style).
Чтобы настроить DSP-эффекты, открываем в меню Studio вкладку MixConsole. Во вкладке Rack выбираем Hardware. И у каждого канала, к которому доступно DSP появится вкладка с цепочкой эффектов. Можно настроить мониторинг эффектов, запись эффектов, либо отключить их вовсе. Из эффектов доступны настраиваемые компрессор и эквалайзер, различные виды гитарных усилителей, продвинутая реверберация с множеством пресетов. А также можно настроить выходы для наушников, например, если их несколько.
Метроном — полезная вспомогательная функция при записи, позволяющая музыканту сохранять необходимый темп во время исполнения. Включить и настроить его в Cubase можно нажав на соответствующие иконки в правом нижнем углу программы. В основных настройках метронома можно выбрать тип метронома: аудио или MIDI. Выходные каналы, на которые пойдет сигнал. Во второй вкладке (Click Sounds) находятся аудионастройки звука и MIDI-настройки метронома. Последняя вкладка Click Patterns содержит настройки ударов метронома. Темп можно изменить на транспортной панели внизу, указав необходимое значение.
Для записи аудиосигнала на созданной аудиодорожке выбираем канал записи, активируем режим записи и режим мониторинга, нажав соответствующие кнопки. При необходимости устанавливаем режим записи для DSP-эффектов. При нажатии кнопки записи Record на транспортной панели начнется процесс. По окончании записи останавливаем процесс, нажав Stop на транспортной панели. Отключаем мониторинг и запись на дорожке, и прослушиваем записанный трек.
Функция автоматизации важна и необходима в процессе сведения. Она предназначена для автоматического изменения таких параметров, как громкость, панорама, настройки эффектов и многое другое. Для отображения автоматизации открываем ее, нажав в нижний левый угол панели дорожки (часть, где отображается цвет дорожки). Автоматизация можно установить вручную, расстановкой точек в необходимых местах на дорожке автоматизации. Или при записи в реальном времени с активной функцией Write Automation, при этом будут сохранены все изменения параметров во время процесса записи.
Groove Agent — это виртуальный инструмент, предназначенный для создания ритмических партий различных жанров с широкими выбором инструментов, настроек параметров и характера звучания.
Для использования плагина, создаем инструментальную дорожку, в инструментах выбираем Groove Agent и нажимаем Add Track. В появившемся окне откроется виртуальный инструмент. В левой части находятся 16 пэдов на которые загружаются сэмплы, выше – переключение между паттернами и отдельными инструментами. В правой части сверху можно выбрать четыре разных установки. Ниже расположены кнопки Load, Edit, Mixer, Perform и Options. В Load можно загрузить типы барабанных установок и драм-машин.
Меню Edit в режиме Pattern позволяет менять характер исполнения партии: динамику, свинг, добавление пауз и сбивок. Можно активировать режим проигрывания, установив необходимый параметр Play Mode: Hold – партия воспроизводится при нажатом пэде, Toggle – партия запускается нажатием пэда и зацикливается до повторного нажатия, One Shot – нажатие на пэд воспроизводит партию с начала и до конца. Изменение положения ручки в параметре Complexity/Intensity меняет характер партии от более простой до более сложной, от мягкой до агрессивной. Ручка Swing меняет соответствующий параметр, изменяя ритмический рисунок. А включение функции AF каждый раз изменяет окончание партии на разные. Функция AC выставляет акценты с возможностью выбора акцентированных долей.
А в режиме Instrument меню Edit позволяет настраивать отдельные звуки (тональность, атаку, спад, применять фильтр и т.д.). На пэды можно добавить несколько сэмплов, которые будут воспроизводится в зависимости от силы нажатия (режим Velocity) или вместе (режим Layer).
В меню Mixer можно настроить уровни, панораму, эквализацию, компрессию и многое другое.
Дополнительно Groove Agent позволяет создавать собственные наборы звуков, сэмплированные от внешних инструментов. В общих настройках указываются входящие каналы с инструментами, затем в Groove Agent слева вверху активируется функция Side-Chain, а справа от нее указывается входящий канал инструмента. Далее выбираем формат записи и основные настройки воспроизведения MIDI для записи.
В зависимости от версии Groove Agent некоторые функции инструмента могут отличаться.
Функция Control Room необходима для разделения пространства студии на исполнительскую зону и продюсерскую (Control Room). Она доступна только для версии Pro. Для включения функции нужно нажать меню Studio и перейти в Audio Connections, далее пройти во вкладку Control Room и активировать ее. Помимо основных мониторов здесь можно добавить Cue-миксы. В столбце Device Port назначаются выходы для Cue-миксов.
Для открытия секции Control Room в MixConsole нажимаем на кнопку Show/Hide Right Zone на панели инструментов окна MixConsole. В Control Room можно назначить Talkback, добавив его в меню Audio Connections. После включения Cue Sends в Racks можно отправить звук на Cue-миксы. Для отправки выбранных каналов на Cue-миксы, нажимаем правой кнопкой мыши в окне Control Room и выбираем All Cues from selected mixer channel и затем Activate Cue Sends. Изменив уровень на канале можно автоматически изменить уровень на всех Cue-миксах (All Cues from selected mixer channel, затем Use Current Mix Levels) или изменить уровни вручную на каждом Cue-миксе.
Также в окне Control Room можно переключаться между основным и Cue-миксами, включать/отключать метроном, понижать уровень (Dim) и производить другие настройки.
Работа с MIDI не менее важна в процессе продакшена, чем работа с аудио. Поэтому Cubase оснащен различными функциональными редакторами для работы с MIDI. In-Place Editor в меню MIDI открывает окно редактирования прямо на дорожке, Key Editor открывает отдельное окно редактора, Score Editor – редактор нот, List Editor отображает все данные в виде списка, а Drum Editor подходит для редактирования перкуссионных и барабанных партий. В левой части редакторов находятся параметры квантизации и другие, в зависимости от вида редактора. В нижней части можно настроить Velocity для каждой ноты.