Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЗвуки категории Keys — одни из самых узнаваемых и используемых в электронных треках.
К этой группе звуков относят акустические клавишные инструменты, электропианино, электроорганы, их цифровые эмуляции, а также все остальные звуки подобного типажа и характера. Клавиши используют для лид-партий, вспомогательных мелодий и аккордов.
Довольно часто в композициях используют готовые синтезаторные пресеты. Например, известный патч E Piano синтезатора Yamaha DX7 можно встретить во множестве хитов 80-90-хх годов. Этот звук мелькает и в современных треках. Создавать свои собственные звуки клавишных тоже возможно: попробовав, вы на другом уровне поймете суть синтеза звука и сможете наработать библиотеку собственных патчей клавишных.
Классика среди саундтреков к кино. Клавишная партия написана с помощью одного из символов продакшна 80-х — синтезатора Yamaha DX7.
Итальянский дэнс-проект с узнаваемым клавишным ходом в пунктирном ритме:
А это уже разгар 90-х. Хит, который звучал по всему миру, от корпоративов до ночных клубов. Органный патч мелодии сыгран на Korg M1:
И пример из бельгийской клубной сцены. Электроорган из Yamaha DX11 (скорее всего, в рэковой версии Yamaha TX81Z).
А теперь попробуем научиться делать несколько патчей самостоятельно. Это поможет понять, из чего состоит звук синтетических клавиш, и натолкнет на идеи для новых треков.
Один из самых известных клавишных звуков — Electric Piano из набора стандартных пресетов синтезатора Yamaha DX7.
Воссоздать подобный звук можно самостоятельно, например в стандартном FM-синтезаторе Operator из Ableton Live.
Создаем новую MIDI-дорожку и добавляем на нее Operator. Выбираем восьмой алгоритм, в котором два оператора A и C расположены параллельно и каждый имеет один отдельный модулятор, B и D соответственно. Операторы (они же осцилляторы) будут формировать основной тон, а модуляторы его характер и атаку.
Начнем с первого оператора A. Сразу немного понизим уровень громкости, примерно до -6.3 дБ, так как при последующем добавлении второй группы осцилляторов в полифоническом режиме уровень сигнала увеличится. Параметр Coarse — на 1, Fine — на 0, форма волны Sin. Это стандартные значения.
Формируем огибающую, типичную для звуков клавиш: быстрая атака со значением 0.00 мс и средним временем спада 6.4 с. Сустейн минимальный, а затухание — около 4.5 с.
Далее активируем второй оператор B, который является модулятором осциллятора A, будет формировать его тональный оттенок атаки и придает характерный металлический призвук. Для этого устанавливаем Coarse на 14, форму волны – sin. Атаку выставим на 0.0 мс, время спада — на 1 с. Сустейн нужен минимальный, при коротком времени затухания 400 мс.
Уровнем регулируем то, как сильно в звуке будет присутствовать металлический оттенок. -40 дБ будет вполне достаточно.
Активируем оператор C и D. Форма волны обоих осцилляторов нужна стандартная синусоидальная. Для оператора C устанавливаем уровень как у оператора A. Из него же копируем параметры огибающей. Осциллятор D его модулирует.
Устанавливаем уровень -27 дБ, короткую атаку 0.0 мс, короткий спад 400 мс, сустейн на середине -24 дБ, и затухание чуть меньше 1 мс.
Но это еще не все. Для более интересного и динамичного звучания обратимся еще раз к оператору A. Понизим Coarse до 0.5, а Fine увеличим до 490. Звук получает больше обертонов, которые придают ему естественную динамику.
А для большей экспрессии при исполнении можно добавить velocity для операторов A и C до 50%, B до 100% и D до 70%. Это позволит менять характер тонального оттенка при различной силе нажатия на клавиши.
А для более гармоничного звучания добавим эффекты хоруса и реверберации.
Electric Piano готов. Дальше можно менять параметры огибающих, высоту и уровни осцилляторов, чтобы создать собственный характерный звук.
Модный патч с лоу-фай оттенком – такой вы наверняка слышали на каком-нибудь lofi hip-hop radio на ютубе.
Чтобы сделать такой звук, нам понадобится синтезатор Wavetable из набора инструментов Ableton. В настройках волноформы первого осциллятора выбираем Instrument, Marimba, а Osc 1 Pos на 85%. Для второго осциллятора выбираем Basics, Basic Shapes, Osc 2 Pos – 0%. Активируем сабосциллятор с параметрами Gain -6 дБ, Tone 3.2% и Octave – 0.
Далее переходим к огибающим. Параметры первой огибающей вполне типичные для клавишных звуков: атака — 1 мс, спад — 600 мс, сустейн — -6 дБ и затухание — 600 мс. Вторая огибающая, которая будет воздействовать на частоту первого фильтра имеет значения: атака — 12 мс, спад около 500 мс, сустейн 15% и затухание — 600 мс.
Формирование звука происходит с помощью двух фильтров в параллельном режиме. Крутизна среза обоих должна быть 24 дБ/окт. Первый фильтр будет работать в полосовом режиме с настройками частоты среза 490 Гц и резонансом 60%, а второй — в режиме ВЧ, с настройками частоты среза 178 Гц и резонансом около 20%.
Для придания динамики и нелинейности звучания, которые будут формировать тот самый лоу-фай характер, нам помогут два LFO. LFO 1 отвечает за позиции волновых таблиц обоих осцилляторов, а LFO 2 добавляет случайность частотам обоих фильтров и параметру Decay второй огибающей. LFO 1 имеет синусоидальную форму, параметры Rate — 1.49 Гц, Amount — 100%, Shape — 0% и Offset — 0. Атаку выставим на 2.36 с, что позволит проявляться LFO только на долгих нотах.
Для LFO 2 выбираем форму волны S&H, Rate – 16.5 Гц, Amount – 23%, Shape – 19% и Offset – 0.
Устанавливаем интенсивность воздействия огибающих и LFO в матрице модуляции. Это делается так: Env 2 на Filter 1 Freq – 30, LFO 1 на Osc 1 Pos – -11, LFO 1 на Amp – 9.4, LFO 1 на Osc 2 Pos – 3.1, LFO 2 на Filter 1 Freq – 6.2, LFO 2 на Filter 2 Freq – 9.4, LFO 2 на Env 2 Decay – 20.
Для более интересного звучания голосов, в параметре Unison выбираем Classic, устанавливаем пять голосов и Amount на 100%. Напоследок составим к инструменту небольшой эффект-рэк — понадобится легкая сатурация и реверб.
В данном примере мы создадим насыщенные, но при этом очень аккуратные и воздушные клавишные звуки. Опять используем Operator.
Создаем новую дорожку. При создании звука будем использовать восьмой алгоритм, который мы использовали ранее при создании звука Electric Piano. В нем операторы/осцилляторы идут последовательно друг за другом.
Переходим к настройке первого оператора, который будет формировать основной звук. Устанавливаем уровень на -12 дБ, настраиваем огибающую, типичную для клавишных звуков: атака – 0 мс, спад – около 8 с, сустейн – минимальный и короткое затухание – 210 мс. Далее настраиваем оператор B, который будет модулировать оператор A, придавая ему яркости. Устанавливаем уровень на -22 дБ, увеличиваем параметр Coarse до 11, что придаст звуку немного металлический или стеклянный характер.
Чтобы этот характер проявлялся в начале звучащей ноты, настраиваем огибающую с коротким спадом, атакой 0 мс, спадом 600 мс, минимальным сустейном и очень коротким затуханием 50 мс.
Для оператора C копируем настройки огибающей из оператора A и устанавливаем уровень на -15 дБ.
А для оператора D копируем настройки огибающей из оператора B, устанавливаем уровень на -23 дБ и параметр Coarse на 28.
Добавим эффект тремоло, с помощью внутреннего LFO. Для этого в Dest. A отключаем все операторы, а в Dest. B назначаем громкость оператора A. Настраиваем параметры LFO: форма волны Sine, Rate — 95, Amount — 55%.
Далее настраиваем фильтр для формирования окончательного характера звука. Выбираем фильтр НЧ (он стоит по умолчанию) с крутизной среза 12 дБ/окт и срезаем частоту до 1.2 кГц, схема фильтра нужна SMP, при Fit Drive около 5 дБ. Настраиваем огибающую фильтра со следующими параметрами: атака 0 мс, спад — 600 мс, сустейн — минимальный, затухание — 50 мс и воздействием огибающей — 29%.
Для расширения стереобазы звука добавляем параметр Spread.
Теперь, когда у нас сложилось базовое понимание о том, как накручивать клавиши в софте, пора посмотреть на настоящие инструменты. От себя порекомендуем несколько моделей, которые не только хороши своими осцилляторами и фильтрами, но и отличаются удобным интерфейсом.