Анонс
Где и как найти качественные сэмпл ...
Дайджест по правильному поиску ...
Читать подробнееСодержание:
Среди различных звуков, которые можно воспроизвести в DAW или на синте, есть особая категория Rhythmic.
Такие звуки не только развиваются тембрально, но обладают четкой ритмической фразой, которая буквально вшита в патч.
При этом такой звук — это не барабанная партия, потому что обычно он содержит и некую мелодическую составляющую. Дальним родственником подобного патча можно было бы назвать гитарный рифф.
Четких границ у этой группы звуков нет — в Rhythmic-патч можно превратить лид, струнные и даже пэд. Общее во всех этих патчах то, что в них должна содержаться секция, которая отвечает за сложную модуляцию звука во времени.
Что будем настраивать при создании ритмических синтезаторных звуков:
В первом примере мы создадим перкуссионную партию, которая будет содержать сразу несколько тональных элементов. Основу мы создадим с помощью субтрактивного синтеза с двумя осцилляторами, а ритмику обеспечим модуляцией. Сделать подобное можно в любом инструменте, но для иллюстрации будем использовать бесплатный виртуальный синтезатор Vital.
Начнем с первого осциллятора OSC 1. В настройках формы волны выбираем Basic Shapes и оставляем стандартную синусоидальную форму волны. Под параметром Wave Morph (вторая ручка слева от окна с формой волны) выбираем Squeeze. Теперь изменение ручки Wave Morph позволит изменить форму волны и придать ей дополнительных гармоник. Устанавливаем Wave Morph на 80%.
Под окном формы волны устанавливаем параметр Distortion Phase на 34. Переходим во вкладку параметра LFO 1, выбираем форму Saw Down и меняем кривую на экспоненциальную, опуская точку в центре нисходящей линии в самый низ.
Параметр Tempo настраиваем на 1/4 (в нашем примере темп будет составлять 160 bpm).
В окне Matrix направляем LFO 1 на параметр Voice Transpose с воздействием 19.8. Если нажать клавишу C1, то на данном этапе мы услышим прямую “бочку” со скоростью 160 уд/мин.
Добавляем второй осциллятор OSC 2 с пилообразной формой волны, режимом Unison 2 голоса и расстройкой Detune 40%. Громкость можно сразу уменьшить на половину, до 0,25. OSC 2 в данном случае добавляет не только гармоники и движения нашему звуку, но и расширяет его в стереополе.
На следующем этапе мы преобразуем наш звук из простой и ровной бочки в интересный ритмический рисунок. Для этого мы будем использовать фильтр нижних частот с названием Analog 12 dB и еще один LFO, который будет направлен на фильтр. Активируем Filter 1 и выбираем, чтобы он воздействовал на оба осциллятора. Настраиваем срез фильтра Cutoff примерно на 100 Гц и резонанс до 40%, в нашем примере - 38%.
Переходим к настройке LFO 2, выбираем форму волны под названием Shuffle Gate и Tempo 1/1. Эта форма волны LFO будет для нас отправной точкой для настройки ритма. Можете настроить ее как в нашем примере и послушать что получится, а после поэкспериментировать с собственными ритмами. Чтобы ритм начал работать, направляем LFO 2 на срез фильтра с воздействием примерно 90.
Но это еще не все, добавим немного хай-хетов. Для этого нужен генератор белого шума. Уровень убираем на 0. В LFO 3 рисуем форму волны, как в нашем примере (LFO 3 срабатывает на акцентированные доли LFO 2). Направляем LFO 3 на параметр уровня громкости белого шума с воздействием 0,50.
Финальный акцент — добавляем перегруз. Можно использовать встроенный эффект в VItal или можете добавить на дорожку с синтезатором свой любимый эффект перегруза (1.9).
Во втором примере мы создадим перкуссионный звук, который отлично подходит для последовательности нот. Для этого мы воспользуемся плагином Drift из стандартной библиотеки Ableton, эффектами Auto Filter и Delay.
Сначала понадобится основной синтезаторный звук. Для обоих осцилляторов выбираем пилообразную форму волны, устанавливаем октаву на 0 и громкость на -6 дБ. Огибающую громкости оставляем без изменения (2.1).
Переходим к настройке фильтра. Частоту среза настраиваем на 1 кГц, в настройках Freq Mod выбираем первую огибающую Env 1 и устанавливаем воздействие на 21% (2.2).
Во вкладке LFO выбираем синусоидальную форму волны и синхронизацию по темпу с размером 3/8 (2.3).
Рядом с вкладкой LFO переключаемся на вкладку Mod, выбираем источник LFO и направляем его на резонанс НЧ-фильтра с воздействием 50%, а также направляем огибающую Env 1 на резонанс НЧ фильтра с воздействием 8% (2.4).
После синтезатора нужен эффект Auto Filter. Выбираем полосовой фильтр, устанавливаем частоту среза на 570 Гц и резонанс на 57%. В разделе LFO / S&H настраиваем Amount на 16, Rate в режиме синхронизации темпа на 1/16 (2.5).
В конце цепочки добавляем эффект задержки (2.6).
В данном примере мы снова будем использовать бесплатный виртуальный синтезатор Vital. Для OSC 1 выбираем пилообразную форму волны в Basic Shapes с настройкой Frame 127 или Quad Saw с настройкой Frame 0 (3.1).
Переходим к настройке огибающей уровня громкости Env 1, устанавливаем типичное для пэда время огибающей: Attack (атака) - 1,13 с, Decay (спад) - 1 с, Sustain (задержка) - 1 или 100% и Release (затухание) - 1,3 с (3.2).
Активируем первый фильтр Filter 1, выбираем режим полосового/режекторного фильтра B/P/N с настройкой Blend 0,5. Это позволит нам достаточно сильно приглушить, но все таки оставить слышимыми частоты на вне фокуса фильтра, что сохранит целостность и объем нашего звука. Частоту среза устанавливаем на 250 Гц, а резонанс примерно на 30% (3.3).
Огибающую Env 1 направляем на управление частотой среза фильтра с воздействием 40 (3.4). Это позволит открывать и закрывать фильтр в процессе звучания нот и придаст звуку больше выразительности.
Переходим в раздел LFO, для LFO 1 выбираем форму волны Saw Down и Tempo 1/16. Установим задержку LFO примерно 0,83 с, немного меньше времени фазы атаки звука. Направляет LFO 1 на параметр управления частотой среза фильтра с воздействием 7. Также направим LFO 1 на параметр Tune осциллятора с очень маленьким значением, примерно, 0,1. Это придаст осциллятору небольшой дрейф (3.5).
В самом конце последовательно добавляем эффекты задержки и реверберации (3.6).
На этих трех примерах можно понять основы сложной модуляции. Дальше в собственных патчах можно осознанно экспериментировать и добиваться такой ритмики и выразительности, которая вам нужна.
А с помощью этих синтезаторов очень удобно делать Rhythmic-тембры вживую — за счет компоновки интерфейса: