Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЧтобы зал услышал идущее на сцене выступление спикера, артиста или музыкального коллектива, звук нужно до слушателей донести, желательно — сбалансированной и цельной картиной.
Для этого на площадке разворачивают систему Public Address или PA.
Смысл системы — доставить сигнал от источника до слушателя с максимально возможными качеством и слышимостью. Для этого компоненты системы составляют так называемый сигнальный тракт. В самом простом виде тракт выполняет базовые функции: передать звук от источника так, чтобы он был максимально разборчивым и качественным.
Пример тракта, который бы подошел для музыкального коллектива:
Используются PA-системы везде, где звук нужно вывести в приемлемом качестве для большого числа людей — от конференц-зала до стадиона. В зависимости от площадки и цели будет меняться и список нужных девайсов.
В любом случае в схему должны войти четыре компонента:
Микшерный пульт. Основа и главный инструмент управления звуком. Отвечает за маршрутизацию звукового сигнала по разным источникам и вывод микса на колонки.
Акустика, АС. Колонки и сателлиты, которые отправят звук в зал. Акустика бывает активной или пассивной, в зависимости от того, встроен ли в нее усилитель.
Усилитель. Если акустика пассивная, маломощный сигнал потребуется довести до нужного уровня и отправить в колонки.
Кабели/аксессуары. Все нужное для того, чтобы развернуть и подключить систему на площадке — от проводов до стоек и монтажной ленты. В нашем материале можно найти классификацию кабелей, которые используются для аудио.
Большая площадка и масштабные мероприятия потребуют дополнить схему другими компонентами:
Микрофоны. Вокальные и инструментальные, а также головные гарнитуры.
Мониторы. Колонки, которые направлены на исполнителя. Нужны исполнителю, чтобы слышать себя на сцене.
Сабвуферы. Многие модели сателлитов позиционируются как широкополосные. Но часть нижнего регистра, обычно менее 70 Гц, они не воспроизведут. Если у вас громкий концерт, где нужны выраженные басы, без отдельного сабвуфера не обойтись. Иначе итоговый саунд будет достаточно плоским и непробивным.
Стейджбоксы/дибоксы. Стейджбокс — это прибор для организации кабелей. Позволяет завести в микшер множество источников, и при этом сохранить аккуратную коммутацию и не снизить качество звучания. Дибоксы нужны, чтобы преобразовать небалансный входной сигнал и конвертировать в балансный. Подробно о дибоксах мы писали здесь.
Внешняя обработка / эффекты. К ней относятся приборы коррекции звука для художественных или утилитарных целей — эквалайзеры, компрессоры, ревербы, дилеи, инструменты психоакустики.
Удобно, когда в одном приборе находится несколько функций: например, когда в микшере сразу есть встроенный усилитель. На первый взгляд, к системе, состоящей из нескольких таких приборов и нужно стремиться. Тем более, переносить и перевозить гораздо удобнее пару приборов, а не десяток разных коробок и несколько комплектов кабелей. Но на деле все несколько сложнее.
Во-первых, если PA-система состоит из отдельных компонентов, ее можно масштабировать, докупая недостающие части сигнального тракта.
Во-вторых, если в интегрированной системе что-то сломается, временно недоступен будет не один девайс, а все целиком.
И в-третьих, комбинированные системы неизбежно будут проигрывать по качеству. Если вы составляете систему из отдельных компонентов, итоговое качество будет зависеть от того, насколько умело вы их подобрали.
С другой стороны, если задача состоит в том, чтобы играть на корпоративах или обслуживать лекционный зал, чем проще будет PA-система — тем лучше. И в этом случае вряд ли понадобится рэковая стойка с продвинутыми эффектами и сабвуферы.
Ориентируйтесь на потребности.
Чтобы система подошла для площадки, нужно не только решить, какие приборы в ней нужны, но и оценить количественные характеристики. Они напрямую влияют на звук.
Мощность и SPL. Измеряются в ваттах и децибелах, соответственно. SPL, Sound Pressure Level — это уровень звукового давления. Определяет возможную громкость системы.
Заметьте, что одно увеличение мощности в два раза не приведет к тому, что громкость станет в два раза выше — если мощность выше ровно в два раза, уровень громкости станет больше всего на 3 дБ. Нужный уровень звукового давления придется рассчитывать, например таким калькулятором.
При этом надо учитывать, будет ли система использоваться на улице. Для большой уличной площадки SPL должен быть выше, чем для помещения той площади.
Частотная характеристика. От этого параметра зависит, какие динамики вам нужны. Скажем, в широкополосной акустике частотная характеристика обычно составляет 60 - 18 000 Гц. Этого достаточно для озвучки спикеров или камерного живого выступления. Но если вам важен саунд с выраженным басом, потребуется сабвуфер.
Дисперсия. Обозначает то, как распространяется звук в пространстве по вертикали и горизонтали.
Ваша задача — подобрать и расположить акустику так, чтобы звук покрывал все пространство, где находятся слушатели.
Импеданс. Измеряется в омах. Отталкивайтесь от того, что импеданс ваших сателлитов и усилителя одинаковый.
Теперь, когда вы знаете, из чего собирается PA-система, можно попробовать составить несколько типовых примеров для реальных ситуаций. Об этом — в следующей части статьи.