Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееShure SM57 — это тот микрофон, который можно найти в любой студии, от спальни начинающего продюсера до тон-ателье «Мелодии».
SM57 производится с 1965 года, а в разработке участвовал в том числе и наш бывший соотечественник, инженер Бенджамин Бауэр. Конструкция оказалась удачной настолько, что стала стандартом для записи разнообразной рок-музыки и поп-материала. Модель постоянно используется в студиях и живых сеттингах, в качестве инструмента актеров озвучки, и даже для трансляции речей президентов США — начиная с Линдона Джонсона в 1966 году.
Популярность SM57 дошла до того, что к 2006 году компании пришлось принимать меры против производства контрафактных микрофонов в Китае и на Тайване.
Разберемся, почему именно 57-й стал таким нужным инструментом.
Содержание
Shure SM57 — это динамический микрофон с кардиоидной диаграммой направленности. Чаще всего используется в качестве инструментального, хотя справляется и с вокалом. В студии его используют почти для всего: им можно снять барабаны, звук с гитарных и басовых (правда, с оговорками, потому что нижняя часть спектра — не самая сильная сторона SM57) кабинетов, духовые, акустические струнные инструменты. На площадках для живых выступлений его также можно встретить повсеместно.
На записи альбома RHCP Stadium Arcadium гитарный кабинет Джона Фрущанте записали как раз с помощью 57-го:
Во-первых, SM57 хорош тем, что может работать с инструментами, которые производят большое звуковое давление: голоса ударной установки или гитарный стэк. SM57 можно снимать бочку, малый барабан, томы, использовать в качестве отдельного микрофона для хай-хета.
Искажения из-за большого давления возникают впервые в районе 100 Гц при 150 дБ SPL. А это громче реактивного двигателя.
Во-вторых, SM57 — образец качества. На мировой уровень фирма вышла еще в 40-е годы, когда стала одним из поставщиков для американской армии.
Микрофоны выдерживают поездки в турах, падения, концерты, в том числе на открытых площадках в условиях высокой влажности и больших температур, постоянную эксплуатацию в студиях.
Если запись происходит в помещении, которое не отличается хорошей акустикой, микрофон закроет значительную часть проблем с нежелательными отражениями.
Поскольку микрофон динамический и его чувствительность априори меньше, чем у конденсаторных, то ветер гораздо меньше влияет на сигнал — масса диафрагмы у динамического микрофона намного меньше, чем у конденсаторного.
Еще одно преимущество SM57 (это касается и динамических микрофонов в целом) — со временем его характеристики почти не меняются. Конденсаторные модели со временем начинают звучать иначе: новые микрофоны часто звучат ярче старых. Именно поэтому пара конденсаторных микрофонов должна быть произведена примерно в один период. Динамические весь срок службы работают одинаково.
Ну и наконец, SM57 стоит очень недорого. Среди профессиональных микрофонов до сих пор непросто найти такую же доступную и универсальную альтернативу.
Расположение микрофона повлияет на звук: поместив его на расстоянии дюйма (2,5 см) и по центру, вы получите яркий и чистый звук. А теплоты и некоторого среза ВЧ-спектра добьетесь, если установите под углом к кабинету или на некотором расстоянии.
Чем ближе микрофон к динамикам, тем меньше звук кабинета и комнаты повлияет на итоговое звучание. Низкие частоты займут в миксе больше места.
Чтобы изолировать гитару от басов, вы можете установить комбик/кабинет под наклоном. Микрофон также нужно направить к центру динамика. Самое главное — сделать так, чтобы тыльная сторона кабинета не была направлена в стену.
Если у кабинета открыта задняя стенка, стоит снять сигнал и с тыльной стороны. Не забудьте отрегулировать фазу у двух микрофонов с помощью track delay, например на заднем микрофоне. Задержка не должна быть большой, достаточно 3 мс.
Чтобы забрать больше нижних частот и естественного тона, который производит пол, микрофон нужно расположить под углом к динамику, сверху вниз.
Для записи ударных инструментов пригодится одно из главных качеств SM57 — способность выдерживать большое звуковое давление без искажений.
Обычно микрофон направляют к центру ударного пластика, на расстоянии около 4” (10 см). Расстояние от пластика повлияет на звук — чем дальше микрофон, тем больше помещения будет в записанном сигнале. Очень близко расположенный микрофон принесет значительную долю низких частот за счет эффекта приближения. Для нижнего пластика тоже желательно выделить микрофон, чтобы снять работу подструнника.
Бочку обычно записывают другими микрофонами, но Shure тоже достойно справляется с задачей, если записанный сигнал правильно обработать эквалайзером. Чем ближе микрофон находится к ударному пластику, тем более собранный и артикулированный будет звук. Микрофон, поставленный снаружи бас-барабана, запишет больше низов.
SM57 отлично работает с томами за счет диаграммы направленности. Поскольку микрофон не записывает звук за пределами кардиоиды, частично решается проблема блидинга — когда в микрофон одного тома попадает звук других голосов. Как и с малым барабаном, начать можно с того, чтобы расположить микрофон на 4” от центра пластика.
Отдельно хэт принято записывать конденсаторным микрофоном с малой диафрагмой, но и динамический микрофон способен качественно снять этот голос. Снимать хэт стоит сверху на расстоянии 3” (7,62 см). Микрофон рекомендуется поставить в сторону от остальной установки, чтобы нивелировать блидинг. Об эффекте приближения тоже не забывайте — если микрофон находится слишком близко к тарелкам, яркость и артикулированность потеряется. Избегайте ставить микрофон диафрагмой к месту, где верхняя тарелка прижимается к нижней. Воздух при открытии и закрытии будет засорять запись, а звук получится предельно странным.
Конги и бонги можно снять одним микрофоном, установленным между барабанами, либо записать сигнал с каждого голоса на отдельные дорожки.
Если записывать дорожки отдельно, у вас появится больше возможностей для редактирования, потому что вы сможете отдельно обработать эквалайзером сигнал с каждого барабана. Устанавливать микрофон лучше слегка под углом от ударного пластика и на расстоянии 2-4” (5-1 см).
Чтобы убрать гулкость, снизить звон от ладов и записать наиболее натуральный звук от акустики, микрофон нужно установить на расстоянии около 12–25 см от инструмента. Диафрагму микрофона направьте примерно на 14-й лад.
Близкое расположение микрофона приведет к тому, что на запись проникнут звуки клапанов и прочей механики. Гармоники и уровень звукового давления тоже сильно меняются в зависимости от расстояния инструмента от микрофона. В качестве отправной точки можно использовать расстояние в 25 см.
SM57 пригодится в качестве дополнительного микрофона для съема вокала, либо для тех случаев, когда вокалист работает на больших уровнях громкости. 57-й проиграет конденсаторным моделям в чистоте и ясности, но поможет сделать естественно звучащую запись без малейших искажений.
Купить Shure SM57