Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСо времени своего массового распространения в 60-е годы мир гитарных педалей разросся до огромных размеров и даже перестал принадлежать исключительно гитаристам.
В этом материале мы расскажем об основных эффектах и поможем разобраться в азах гитарных эффектов. В статье намеренно использован максимально простой для понимания язык, без излишнего использования технических терминов и описания тонкостей.
Педаль — важнейший элемент пазла, формирующего звучание гитары в команде. В своей простейшей форме педаль представляют собой лежащую на полу электросхему в металлическом корпусе, которую гитарист включает ногой. Отсюда и происходит распространенное сленговое название stompbox, от английских слов stomp — топать и box — коробка. Русскоязычный аналог не требует дополнительной расшифровки: самое распространенное слово, обозначающее гитарную педаль в народе — примочка. После включения примочка меняет звук в зависимости от своих функций. Таким образом, гитара и усилитель составляют основу тракта, а педаль изменяет те или иные характеристики проходящего в нем аудиосигнала.
Саунд можно изменить до неузнаваемости, а можно ограничиться нюансами. Овердрайв, хорус, реверб и дилей — так выглядит джентльменский набор, который вы встретите в педалборде. По мере появления специфических творческих задач, будет расширяться и цепь эффектов.
Благодаря вариативности и возможности собирать цепь эффектов на свой вкус, гитарные педали давно используют не только гитаристы. Цепь из педалей вполне подойдет, чтобы обрабатывать бас, синтезаторы и любой другой инструмент, чем давно и успешно пользуются многие продюсеры.
Не будем углубляться в авторские классификации, которые любят придумывать для своих линеек бренды и разделим педали на несколько основных типов — по манере изменения исходного звука.
Пример — питчшифтеры, октаверы и вамми. Эффекты этого типа позволяют смещать изначальную ноту на определенное количество полутонов, а в некоторых случаях расстраивать полученный интервал в центах (один полутон равняется ста центам). На выходе вы можете либо получить исходный + измененный по высоте сигнал, либо только измененную ноту.
К ним относятся различные перегрузы (кранч, овердрайв, дисторшн, фузз), wah-педали, эквалайзеры, бустеры, компрессоры.
Самый знакомый новичкам эффект — перегруз. Смысл его в том, что сигнал начинает искажаться по амплитуде и насыщаться дополнительными гармониками. Встретить его можно практически в любой рок/метал-композиции и довольно часто — в поп-музыке.
Это разнообразные хорусы, фленжеры и фейзеры. Общий смысл заключается в том, что к исходному сигналу добавляются его копии с небольшой задержкой. Различаются эффекты временем задержки и тем, как они работают с фазой звукового сигнала.
Дилей/эхо, реверб. Применяются для пространственной обработки, а также для разнообразных ритмических эффектов. Образец использования пространственных эффектов — группа Slowdive. Дилей в гитарном контексте, например, можно услышать во вступлении к песне «Welcome to the Jungle» от Guns N’ Roses.
Различные устройства вроде тюнера, педалей громкости и луперов (хотя лупер одновременно и временной эффект). Лупером очень любят пользоваться Эд Ширан, Dub FX и Yoav — в их музыке есть необходимость наигрывать слои партий.
Мы кратко изложили рекомендации, но выбор остается за вами. Опирайтесь на собственное видение желаемого, свои потребности и цели. Любите рок? Овердрайв — в первую очередь, а затем подумайте, чем дополнить цепь эффектов, чтобы получить полноценный педалборд под этот жанр. Нравится шугейз и эмбиент? Внимательно отнеситесь к выбору дилея и реверба. Вся прелесть примочек именно в том, что каждый самостоятельно собирает уникальные комбинации.
Теперь, когда вы уже определились с тем, какие педали пригодятся для выражения ваших идей, самое время разобраться в порядке подключения. Хотя в принципе последовательность подключения может быть любой, особенно если начинаются эксперименты со звуком, поначалу лучше пользоваться проверенной схемой, которая может дать предсказуемый результат.
Шаблон для начинающих выглядит так: звуковысотные эффекты → тоновые эффекты → эффекты модуляции → временные эффекты.
То есть целиком цепь будет выглядеть следующим образом: электрогитара >> тюнер >> звуковысотные эффекты >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.
При таком порядке звуковысотные эффекты вроде вамми расположены сразу за тюнером. Далее идет компрессор, сужающий динамический диапазон. После этого в ход идут всеми любимые перегрузы и эффекты модуляции, а замыкают цепочку дилей и реверб.
Подобная схема позволяет сохранить общий уровень сигнала и избежать непредвиденных искажений. Именно поэтому в большинстве педалбордов пространственно-временные эффекты идут в самом конце. Тюнер располагается строго в начале.
Естественно, возможны варианты.
Кто-то размещает компрессор до звуковысотных фильтров, чтобы сохранить динамику и чистое звучание инструмента, другие ставят его после дисторшна. Друг к другу педали подключаются короткими патч-кабелями — короткая кабельная цепь обеспечивает постоянный поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями. Примочки могут подключаться как до предусилителя, так и после него, но всегда до конечного усилителя.
Дальше многое зависит от самого усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разрывом — разъемами Send и Return, служащими для подключения педалей, которые предпочитают не включать в инструментальный вход для более чистого звучания (речь о различных эффектах модуляции). В свою очередь петля делится на 2 типа: последовательный и параллельный.
При последовательном разрыве весь сигнал, выходящий с предусилителя, поступает на цепь эффектов и полностью обработанным поступает в усилитель мощности. В такой разрыв включают ряд модуляционных эффектов, включая дилей, реверб, фэйзер и прочие. При наличии параллельного разрыва исходный сигнал разделяется на два: один сперва поступает в цепь эффектов, а исходный — на вход встроенного в усилитель микшера. Таким образом баланс обработанного и сухого звука можно менять при помощи регулятора на усилителе. Если ваш педалборд включает несколько модуляционных эффектов, то наличие петли на усилителе обязательно. Другой важный фактор в сборке цепи эффектов — источники питания. Примочки должны быть обеспечены питанием от сети. Хороший стабилизированный блок питания с раздельными выходами может равномерно передавать электричество сразу на несколько педалей, а также защитить от внезапных скачков напряжения и перебоев в подаче электроэнергии.
Создание цепочки последовательного подключения— альтернативный метод на случай, если в вашем распоряжении есть только обычная сетевая вилка. В этом случае требуется только недорогой кабель. Многие педали также работают на батарейках, но это не самое экономичное решение, поскольку работа педали быстро выжимает из них все соки. Разобравшись с подключением, берите гитару в руки, включите педаль и начните играть. Лучший способ познакомиться с новой примочкой — проверить ее в деле.