Анонс
AI и сэмплы: от генерации до перен ...
Обзор самых актуальных сервисов ...
Читать подробнееСодержание:
Чтобы записанный аудиоматериал зазвучал выразительно, его нужно поместить в акустическое пространство.
Сухой звук без отражений звучит скучно и неестественно. Но если его перенести в большое пространство с твердыми поверхностями, то он станет объемнее, и естественная реверберация пространства сделает его убедительным и живым.
Звукоинженеры начали искать способ добавить к звуку естественную атмосферу большого акустического пространства еще в начале XX века. Первым решением стали специальные комнаты, в которых записанный на пленку звук усиливался повторно и улавливался микрофонами. Такие комнаты назывались Echo Chambers.
В 50-е кроме эхо-комнат стали появляться инструменты реверберации на основе металлических пластин и пружин, а затем — магнитных лент. В конце десятилетия в продажу вышли специализированные устройства пленочной задержки, такие как Watkins Copicat и Maestro Echoplex.
Эффект реверба и его вариации стали важным элементом разных жанров поп-музыки. Пример — эффект Slapback, реверб с повтором и маленькой задержкой. Его повсеместно использовали на записях в жанрах серф и рокабилли, а также на классических записях Джонни Кэша и Элвиса Пресли середины 50-х.
Наработки по созданию искусственной реверберации стали основой для более продвинутых девайсов, причем далеко не на Западе.
В конце 1960-х годов японский инженер Икутаро Какехаши основал компанию по производству драм-машин и средств студийной обработки под названием Ace Tone. Одним из знаковых устройств компании стал пленочный дилей Ace Tone EC-1 Echo Chamber.
Конструкция вышла удачной, и за ней последовали модели Ace Tone EC-10 и Ace Tone EC-20. В девайсах Ace Tone использовали конструкцию картриджа с одной петлей и несколько головок воспроизведения, между которыми можно было переключаться тумблером Mode Selector. Это позволяло создавать многократные синкопированные задержки в зависимости от комбинации используемых головок воспроизведения.
В 1972 году Икутаро Какехаши покинул компанию Ace Tone и основал Roland Corporation. Хотя компания больше всего известна своими синтами и драм-машинами, средства пространственной обработки тоже игнорировать не стали и запустили производство ревербов Space Echo. Первой моделью линейки стала Roland RE-100. Также как в девайсах Ace Tone, в RE-100 использовалось несколько головок воспроизведения. Новое заключалось в регуляторах тембра Bass и Treble, что позволяло формировать тона повторов.
Модель RE-200 оказалась успешным устройством обработки — благодаря встроенному пружинному ревербератору. Для 70-х комбинация эффектов задержки и реверберации в одном устройстве была уникальным решением. Но студийным стандартом стали ревербы компании уже следующего поколения.
Новая версия Roland RE-201 Space Echo унаследовала от прошлого поколения черный корпус и расположение элементов управления, но обладала рядом улучшений. Переработанный механизм транспортировки ленты, которая теперь свободно располагалась в камере устройства, позволил улучшить не только тональную точность повторов задержки, но и обеспечить большую надежность при меньшем износе ленты. Эти факторы позволили RE-201 стать студийным стандартом и подходящим выбором для концертных сетапов. Модель оставалась в производстве до 1990 года.
В том же году вышла бюджетная альтернатива - Roland RE-101. Эффект имел аналогичный пленочный механизм и схему, но для удешевления инженеры убрали двухполосный эквалайзер и пружинный реверб. Так компания смогла войти на рынок оборудования для бюджетных студий.
Roland RE-301 Chorus Echo относился к тому же семейству и сохранил характерный внешний вид. Главным отличием были две новые функции: схема аналогового хоруса, которую можно было использовать вместе или независимо от задержки, и режим Sound on Sound, позволяющий зацикливать фразы и записывать дополнительные слои поверх.
В 1979 году компания выпустила еще одну недорогую альтернативу RE-201. Схема осталась той же, что у RE-101, но для удешевления производства использовалась всего две головки воспроизведения, что уменьшило количество доступных вариантов эхо-эффекта. Появилось и новое инженерное решение: два выхода для необработанного и обработанного сигналов.
Обновленные ревербы вышли одновременно и стали последними девайсами с магнитной лентой. Обе модели обладали всеми функциями модели RE-301, но обновленная схема с дополнительной головкой воспроизведения позволила снизить шумы и расширить спектр возможных тонов. Модель SRE-555 монтировалась в новом корпусе, который позволял устанавливать ее в студийный рэк.
Восьмидесятые — время ухода от аналоговых инструментов к цифре. Roland следили за трендами и тоже переместились к актуальным технологиям.
Roland RE-3 — первое цифровое устройство линейки Space Echo. Чипы вместо лент и пружин позволили уменьшить размер до 1U рэкового формата. Все функции предшественника сохранялись, но появились и прорывные для своего времени возможности — сохранение и вызов пользовательских пресетов. Новый элемент управления Warmth позволял использовать LFO для модуляции высоты тона повторов задержки, имитируя эффект Wow and Flutter традиционной ленты. Модель вышла противоречивой: цифровой движок делал звучание непохожим на классические пленочные Space Echo.
В том же году вышел Roland RE-5 Digital Space Echo — более профессиональная версия RE-3 с большим количеством элементов управления и большим количеством вариантов ввода / вывода в рэковом формате 2U. Устройство быстро сняли с продажи — качество цифрового звука не пришлось по душе профессионалам, а лоу-фая тогда еще не было в виде актуального жанра.
BOSS – еще одно детище Икутаро Какехаши. Это фирма, которая специализируется на гитарных эффектах. И когда в середине 2000-х появился тренд на винтажное оборудование, инженеры компании решили взять схему ставшего классикой Roland RE-201 и сделать цифровую реплику в формате педали. Процессоры и технологии эмуляции за 30 лет шагнули вперед и позволили сделать точную эмуляцию оригинальной аналоговой схемы, вплоть до поведения головок воспроизведения. Интерфейс BOSS RE-20 обладал визуальными подсказками и серебристо-зелено-черной цветовой схемой. Время задержки составляло до 3000 мс, появились функция Tap-Tempo, стереофонический вход / выход и свитч Kill Dry. Теплый звук и Lo-Fi реверберация максимально приближали звучание к оригинальным устройствам серии Space Echo.
Спустя почти 50 лет с момента создания первого Roland Space Echo и 15 лет с момента выпуска Boss RE-20, компания анонсировала самый компактный эффект серии – Boss RE-2. Инженерам удалось уместить весь функционал процессора в одиночную педаль. Девайс должен выйти уже в этом году.