Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Эквализация — это когда звукорежиссер убирает или, наоборот, усиливает по громкости определенные частоты аудиосигнала внутри спектра частот.
Громкость полосы, соответственно, измеряют в децибелах (дБ, dB).
Сам спектр делится на полосы и состоит из слышимых человеком частот в пределах 20 - 20 000 Гц. Основное деление спектра идет по высоте: нижним регистром принято считать полосу от 20 до 500 Гц, серединой — от 500 до 4 000 Гц, верхним регистром — от 4 до 20 кГц. В зависимости от модели эквалайзера, эти полосы могут быть разделены на меньшие отрезки.
Эквализация может быть художественной и корректирующей. В первом случае эквалайзер нужен для того, чтобы сделать аудиоматериал более выразительным: сделать звук тоньше или плотнее, субъективно приблизить звук или отдалить его от слушателя, скомпоновать несколько инструментов друг с другом, так чтобы они гармонично звучали в одном миксе. Эквализация позволяет срезать лишние частоты так, чтобы дать место каждому инструменту.
Корректирующая эквализация более утилитарна. Здесь эквалайзер нужен, чтобы убрать из аудиоматериала нежелательные вибрации, гул, паразитные отражения, шум от обратной связи цепи.
Надо понимать, что хотя эквалайзер — очень гибкий инструмент, работает он только с уже имеющимися частотами, и сделать из плохого сигнала звук экстра-качества не сможет.
Частота / Frequency. Используется для выбора определенной частоты спектра.
Ширина полосы / Bandwidth. Определяется ручкой Q (добротности). Чем меньше Q, тем более узкой будет редактируемая полоса.
Чувствительность / Gain. Отвечает за воспроизводимую громкость и обычно находится в пределах -15 дБ – +15 дБ. Если значение отрицательное, то данная частота будет срезана.
Эквалайзер может быть сделан в виде плагина для DAW, отдельного прибора или секции на микшерном пульте.
Графический. Как правило, используется для обработки микса в целом, а не отдельных дорожек. Поскольку добротность не регулируется, настройка частот здесь не такая тонкая, как у параметрических эквалайзеров. Обычно содержит от 7 до 31 полосы.
Параметрический: чаще используется для поканальной обработки за счет возможности более тонко настраивать частотную характеристику сигнала. Как правило, в параметрических моделях 3-7 полос, есть регуляторы добротности (Q) и гейна. Бывают и полупараметрические эквалайзеры — с нерегулируемой добротностью.
К эквалайзерам можно отнести и фильтры. Хотя это отдельный класс обработки, принцип действия здесь тот же.
Low-Pass / НЧ. Не пропускает частоты выше указанного предела. Часто используется, чтобы убрать шипение, смягчить резкий звук и убрать лишние верха в целом.
High-Pass / ВЧ. Срезает все частоты ниже установленной границы. Убирает звуки, которые слушатель субъективно определяет как грохот и гул.
Band-Pass / полосовой. Пропускает только определенную полосу и срезает все остальные. Используется для тонкого редактирования в строго отведенной полосе.