Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Работаем со стемами. Часть 1

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

20 января 2022

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Работаем со стемами

Стем — это аудиофайл, в котором содержится предсведенная группа треков.

Обычно стем состоит из определенного класса инструментов (drums, strings, guitar, bass и т.п.). То есть в DAW песня по вертикали делится на секции по инструментам.

Смысл стемов в том, чтобы экспортировать дорожки в любую DAW, быстро воссоздать звук оригинального трека, сэкономить время работы над проектом, а в случае с использованием в лайве — расширить средства выразительности диджея.

Не стоит путать стем и с группой треков в DAW. Стем — это уже подготовленный WAV-файл, сохраненный в стерео и обработанный.

Стем-сессии обычно используются, когда основная работа по записи и сведению уже закончена.

Содержание:

Отличия от мультитреков

Работаем со стемами

Мультитреки — собрание отдельных дорожек проекта, в моно или стерео. Часто их путают со стемами. Но в отличие от них, в мультитреках нет обработки, и в каждом канале будет записан только один конкретный голос, а не группа инструментов.

В единичный стем сводится несколько треков инструментов. Например, стем барабанов состоит из сведенных голосов всей ударной установки и дополнительных перкуссионных инструментов: шейкеров, тамбуринов, бонгов и прочего. Голоса уже обработаны по частотам, уровню и таймингу.

Стемов в проекте обычно набирается от 4 до 20. Мультитреков может быть до нескольких сотен.

Как стемы используются

Этот тип файлов – производственный стандарт и необходимый раздаточный материал для коллабов. Самые очевидные способы применения:

Мастеринг/сведение. Стемы помогают сохранить время и деньги — гораздо легче делать небольшие изменения в миксе и проводить последние этапы работы над пластинкой (например, слегка увеличить компрессию ударной секции, не трогая вокал и остальные инструменты), имея под рукой четыре стема, а не 400 дорожек.

Стемы в контексте сведения хороши еще по одной причине: если запись и премикс делались на хорошей студии, значит вся обработка с использованием дорогого рэкового оборудования сохранится. А чем лучше исходный материал, тем легче получить из него убедительную запись.

Бэкапы. Для архивирования такой способ организации аудио тоже хорош. Если вы захотите спустя время вернуться к миксу, не нужно будет обращаться к целому мультитреку, пересобирать цепи эффектов и заново выстраивать уровни по отношению друг к другу. К тому же, стемы можно будет открыть всегда и везде, в любой студии и на любой DAW. И они же спасут положение, если запись делалась с применением плагинов, которые разработчики перестали поддерживать.

Редактирование саундтреков для видеоматериалов. Очень распространена работа со стемами при сведении материала для кино и телевидения. В частности, это нужно на этапе, когда аудиоматериал увязывают с озвучкой.

Пример: в определенной сцене саундтрек конфликтует с записанной речью или перебивается ею по громкости. Когда в фильме идет диалоговая сцена, музыку в определенном регистре надо уменьшить по громкости (не убавляя громкость всего саундтрека и не нарушая эффект присутствия).

Еще пример: экшн-сцена со взрывами и эффектами на фоне эпического саундтрека с оркестровыми духовыми и cinematique-подобными барабанами. Если барабаны занимают тот же сегмент частот, что и эффекты, проблему можно довольно быстро и легко решить, отрегулировав громкость одного стема в небольшом временном промежутке – без необходимости занимать себя целым мультитреком.

Микс можно исправить, просто убавив громкость барабанов в нескольких моментах, и не трогать ничего другого.

Также стемы пригодятся, когда в проекте занято несколько звукоинженеров. Если над следующим этапом работает человек, который не очень знаком с прошлыми этапами проекта, ему не стоит присылать мультитрек. С небольшим количеством стемов все будет гораздо проще. Да и собрать в DAW полную картинку из подготовленных стемов гораздо проще, чем из сотни мультитреков, которые еще придется укладывать по времени.

Овердаббинг. Частный случай работы с фонограммой, когда нужно записать партию поверх готовой в остальном песни. Так проще сделать, если у вас 4 подготовленных стема, а не 40 необработанных wav-файлов. Например, если вокалисту удобнее петь с более тихими барабанами и более громким фортепиано, это легче делать не в компактном проекте.

Ремиксы. Битмейкеры, диджеи и продюсеры берут элементы изначальной песни, но делают интерпретацию с другим темпом, под другой бит, с транспонированием и т.д. Специализированный софт, например Serato DJ, Traktor и Ableton Live, отлично подходит для работы с ремиксами.

Как сделать стем

Работаем со стемами

Есть автоматизированное решение от Native Instruments.

Но если делать вручную, то так:

  • Выбрать и сгруппировать. Не забыть оставить некоторое время после окончания трека, чтобы дать дозвучать «хвостам». Правило номер один в работе со стемами — они должны быть одинаковыми по длине, чтобы исключить проблемы с синхронизацией в проекте, а также cue-метками у диджеев.
  • Заглушить ненужные треки.
  • Проверить, чтобы цепь эффектов и кривые автоматизации работали у всех стемов. Имейте в виду, что эффектов на мастер-шине по понятной причине здесь не будет.
  • Сделать предварительное сведение. В вашей DAW это может называться Mixdown, Bounce, Export или Share. Сведутся только активные треки.
  • Повторить процедуру для каждого стема.
  • Проверить, все ли в порядке: загрузить стемы в новую сессию и сравнить с оригинальным проектом. Полученный стереомикс не должен отличаться от изначального.
  • Указать выходные данные. В них входит темп, тональность, размер, частота семплирования и расширение файла. Правило хорошего тона — продублировать всю информацию в PDF. Этот формат сейчас открывается чем угодно и особенно пригодится, если над проектом работаете не вы одни. Документ вложите в папку с самими аудиофайлами.

Требования

Проверить, что длина у стемов одного проекта одна. Все должно быть синхронизировано и начинаться с одной точки. Чтобы собрать из стемов трек, важно, чтобы они были одного размера, сохранены в одном формате (например, 24 бит/WAV/48 кГц), и начинались с одной точки по временной шкале.

Стемы нужно выделять сообразно их категориям в аранжировке. Например: ударные инструменты, бас, клавиши, гитары, лид-вокал , бэк-вокал, шумовые и фактурные эффекты и т.п. Солирующие инструменты лучше оставить вне стема.

Нужно указывать и параметры сессии — битность, темп, размер, тип файла. Делать это нужно для того, чтобы все могли подстроить под рабочую сессию параметры своей DAW — стемы предполагают удаленную работу над проектом в разных программах.

Где брать стемы для ремиксов

Работаем со стемами

Во-первых, можете связаться напрямую с лейблом и предложить свою работу. Если лейблу это будет интересно, стемы вам предоставят. Пользуйтесь официальными контактами, указанными на сайте, коротко и ясно укажите суть своего предложения и ждите положительного ответа.

Во-вторых, очень часто проводятся конкурсы ремиксов. В рамках контеста участники работают над уже выпущенным произведением. Соответственно, стемы раздаются для ремикса. Участвовать в конкурсах полезно и с точки зрения роста мастерства, и с точки зрения собственной раскрутки.

Примеры:

И, наконец, вы можете просто купить стемы в сторах. Не поленитесь внимательно прочитать FAQ по использованию материалов. Нужно знать наверняка, что вы точно можете использовать купленные стемы в собственных релизах и имеете право на их публичное воспроизведение.

Ресурсы:

Чеклист

Еще раз коротко о важных моментах при подготовке стема:

  • Все треки должны быть в стерео.
  • Настройки автоматизации и обработку на шине отдельных треков нужно сохранить.
  • Треки названы и пронумерованы единообразно и понятно другому человеку.
  • Стемы в сумме должны звучать так же, как изначальный микс.
  • Частота семплирования и битность должны быть такими же, как в оригинальной сессии.


Популярные статьи