Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
В записи вокала нюансов наберется на книгу. Но для начала хорошо бы знать простой шаблон, от которого нужно отталкиваться и далее постигать тонкости.
Этапа записи три:
На этапе предпродакшна нужно подготовить предварительный микс. Он должен содержать все задуманные дорожки и по возможности звучать так же, как материал, который вокалист учил перед записью. После этого нужно подготовить локацию. Если записываетесь не в специализированной студии, ищите комнату с минимумом жестких поверхностей, без окон, и площадью хотя бы в один квадратный метр. Так вы сможете избежать нежелательных отражений, которые проникнут в микрофон и испортят дубль.
Если нужен мейнстримный звук, реверберация должна быть минимальной, в противном случае вокал в миксе будет отодвинут назад и перестанет быть четким. Это же сделает текст песни неразборчивым. К тому же, если вокал уже записан с сильной реверберацией, его будет тяжелее поправить по тону — например, если дубли были не очень удачные, а переписывать партию еще раз уже нет времени. Компрессированная дорожка вокала, на котором было слишком много реверба, будет звучать неестественно.
Заглушать комнату совсем до предела тоже не нужно. Это приведет к спаду в верхнем регистре и, опять же, к искусственному звучанию.
Во-первых, не стоит располагать микрофон ровно посреди комнаты. Так вы получите стоячие волны, которые испортят дубль. Микрофон нужно расположить как можно дальше от стен и прочих отражающих поверхностей.
Если у вас есть акустические панели, из них стоит составить вокальную кабину для вокалиста. Когда панелей нет, можно использовать ковры, матрасы, одеяла. Желательно разместить звукопоглощающую поверхность за головой вокалиста. При использовании кардиоидного микрофона отражение от этой зоны будет влиять на вокал больше всего. С круговой диаграммой придется озаботиться звукопоглощением по сторонам и с тыльной стороны микрофона.
Для каждого вокалиста нужно подобрать подходящий микрофон из своего парка. В студии одиночного исполнителя обычно пишут на конденсаторный микрофон с большой диаграммой. Дома лучше записываться на микрофон с кардиоидной диаграммой — недочеты помещения не будут так сильно попадать на запись.
В хорошо заглушенной комнате можно использовать всенаправленный микрофон. В этом случае вы не столкнетесь с эффектом приближения.
Если вокальная партия агрессивная — с расщеплением и подобными средствами выразительности, можно взять динамический микрофон, который способен выдерживать большую громкость. Он же поможет звучать голосу чуть теплее.
За счет того, что у динамических микрофонов меньше чувствительность, фонового шума в запись тоже попадет меньше. Не забудьте про поп-фильтр и стойку с амортизацией — чтобы не переделывать удачный дубль, в который попали вибрации от пола или лишние звуки от взрывных согласных.
Вокалисту на записи должно быть удобно. Ему нужен подготовленный премикс, пюпитр, вода и место для отдыха.
Самое подходящее место для расположения микрофона в помещении нужно будет подобрать методом проб. В качестве отправной точки можно поставить микрофон на уровне чуть выше губ вокалиста, на расстоянии от 15 см. Если микрофон кардиоидный, помните об эффекте приближения — расстояние не должно быть меньше 10 см.
Если вы только учитесь записывать голос, лучше чтобы расстояние до микрофона было чуть побольше. Исключения могут быть, если вы записываете часть партии на очень низкой громкости, на грани с шепотом. В этом случае допускается подойти к микрофону ближе.
После того, как вы нашли подходящую позицию, нужно выставить уровни на аудиоинтерфейсе. Уровень рекомендуется оставить на пиковых значениях не более -6dBFS. В любой DAW в секции микшера индикация уровня dBFS есть.
Вокал — это хрупкий инструмент, на который может повлиять и плохой неудобный микс в наушниках, и акустика, и эмоциональный фон. Важно создать для исполнителя комфортную среду. Не стоит критиковать исполнителя, это только спровоцирует зажимы и приведет к часам неудачных дублей. Со своей стороны певец тоже должен быть готов. Наизусть нужно знать и мелодическую линию, и текст. Пение с невыученным текстом на пюпитре — это, как правило, пение с отставанием по времени и замедленной дикцией.
Не забывайте делать перерывы. Золотое правило — пятиминутный перерыв каждые полчаса. Если подряд было записано несколько неудачных дублей, обязательно сделайте перерыв.
Если бэки пишет тот же вокалист, что и основную партию, лучше выделить для них отдельную сессию и подобрать другой микрофон. Надо учитывать, что овердаб одного и того же исполнителя не будет звучать так же полно и плотно, как несколько вокальных линий, записанных разными людьми.
Более открытого звука можно достичь, если находиться в 15-30 см от микрофона. Звук получится открытым, и его не нужно будет подвергать долгой обработке. Если бэками занято несколько человек одновременно, лучше использовать два микрофона и записывать в стерео. Чем больше людей — тем дальше их нужно поставить от микрофонов. Подойдет XY-стереопара конденсаторных микрофонов.
В припевах и кульминациях есть смысл записать дабл-треки — если исполнитель опытный и умелый. Дублирующие фразы должны как можно точнее повторять оригинальную дорожку. Разницу в тоне вы получите, сместив вокалиста чуть дальше от микрофона. Если к этому добавить панорамирование, можно получить интересную стереокартинку.