Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Содержание
Первые DAW-программы появились в конце 80-х и за 30 лет их развитие привело к тому, что ни нормальную студию, ни компьютер начинающего продюсера без дистрибутива уже не представить. Кроме того, что DAW сделали производственный процесс быстрее и дешевле, они дали дорогу миллионам любителей, из которых начали вырастать самобытные продюсеры и музыканты. А за ними в индустрию вошли и целые жанры, которых бы просто не было, если бы компьютер не стало возможно использовать как музыкальный инструмент. Музыка в целом, и электронная в частности, стала недорогим удовольствием, доступным каждому городскому жителю со средней зарплатой.
И вроде бы остается праздновать революцию 30-летней давности и сочинять новые треки. Но оказывается, есть те кто принципиально отказывается от компьютера, сооружает сетапы и играет джемы, не глядя на экран и не ставя ноты мышкой по сетке.
Это просто дань моде на винтаж или творческий метод независимых артистов?
DAW-дистрибутив — это одновременно замена микшерного пульта, рэка с процессорами и эффектами, да еще и с невиданным в аналоговую эру уровнем визуализации. В 2020 году уже не так просто уличить программные инструменты в пластмассовости и дешевизне звучания. Продюсер с навыками и слухом без проблем сделает программными средствами профессиональный и убедительный материал.
Зачем тратить ощутимые деньги на сетап, долго пытаться его настроить и иметь весьма ограниченные средства выразительности, если например в стандартном Reason 11 есть 27 отличных виртуальных инструментов, а сторонних VST-синтезаторов можно вообще подключить сколько угодно?
На деле сбор аппаратного сетапа — это совсем не блажь. Строго говоря, DAW – это виртуальная копия студии и имитация сетапа, который в аппаратном виде собирают те, кто решился на продакшн без компьютера.
Самая главная причина, по которой люди переходят в продакшн без DAW – сам рабочий процесс. Муки чистого листа перед пустым экраном с новым проектом — всегда опустошительное ощущение. И от этого гарантированно спасает аналоговый сет. Как и с гитарой, барабанами, духовыми, фортепиано — невозможно сесть и не начать играть. Аппаратный сет дает то же самое ощущение прямого контакта с музыкой, что и традиционные инструменты, с поправкой на некоторые тактильные нюансы. Вопрос о том, можно ли считать музыкантом человека, который делает треки на компьютере мышкой, лучше оставить за скобками — но вот непосредственного ощущения игры, ради которого люди убивают себе спины и репетируют по 6 часов в день, ноутбук с DAW не даст никогда. Даже если у вас есть контроллер.
Dawless-система подходит лучше и для экспериментов. Здесь как нигде проявляется тактильный момент. Настоящим инструментам с фейдерами и ручками ни одна программа не конкурент.
Живые концерты тоже только выигрывают, если на вашем столе нет ноутбука. Те, у кого за плечами бекграунд игры и выступлений на традиционных инструментах, подтвердят — чем больше на концерте делается руками, в моменте, тем больше эмоций в итоге будет передаваться слушателю. Кроме того, если у вас не Mac, то вы рискуете столкнуться проблемами с ОС, конфликтами драйверов, нехваткой памяти, артефактами, даже если дома вы готовились и все было идеально. Да и Mac изредка может преподнести сюрприз.
Аппаратная система нужна тем, кто не выдерживает работу с компьютером. Это касается не только музыкантов с образованием, но и тех, кто проводит перед экраном рабочие часы.
И наконец, как бы программные инструменты ни совершенствовались, характер и звук аппаратных девайсов не заменить. Даже если объективные и количественные характеристики на стороне программных решений, в дело вступает человеческий фактор. А музыкальный материал в конечном счете делается не программами, а человеком.
Но аппаратный сет — не панацея.
Во-первых, DAW отобразит на экране все, что возможно — от полосы среза фильтра до точного уровня громкости. При необходимости, отображается все что угодно, вплоть до спектрограммы.
Во-вторых, любой DAW – незаменимый инструмент редактирования и сведения. И если от этапа творческого поиска и джема вы уже перешли к стадии конкретных задач, особенно коммерческих, программа тоже почти незаменима.
Аппаратный сет ограничен в возможностях. С одной стороны, это подхлестнет креативность и заставит досконально изучить каждый его элемент. С другой стороны, выход за пределы своего сетапа — это неизбежная покупка еще одного девайса. Обойтись бесплатным плагином не получится.
Помимо простоты и доступности, за программными средствами остается еще одно сильное преимущество — возможности ограничиваются только мощностью компьютера. Для масштабных проектов выбор очевиден. Например, виртуальный микшер последнего Logic Pro поддерживает до 1000 одних только аудиодорожек, не считая MIDI-каналов, размера цепи эффектов и поддерживаемых плагинов.
Ваша задача — собрать из аппарата автономную замену DAW. Под рукой должны оказаться все инструменты, которые нужны для трека. Соответственно, вам потребуется как минимум гармонический и мелодический инструмент, басовый синтезатор и драм-машина. В зависимости от жанра набор может варьироваться (например, в дарк-эмбиенте драм-машина может и не понадобиться), но отталкиваться лучше от такого джентльменского набора. Ну и естественно, потребуются девайсы для того, чтобы сводить дорожки и записывать их в аудиоформат.
В этой статье мы не станем обращаться к манере создания музыки а-ля J Dilla. Поэтому сетапов для битмейкеров здесь не будет, как не будет и MPC-подобных машин — на этой теме мы остановимся отдельно в следующей статье. Сейчас речь пойдет больше о сетапах для тех, кто предпочитает работать с синтезом, а не с семплами.
Примем за данность, что MIDI-клавиатура, пара мониторов и наушники у вас есть.
Он станет центром вашего сетапа. В микшер выводятся синтезаторы, драм-машина, микрофоны, эффекты. Дальше сигнал выводится на мониторы или наушники. На микшере вам предстоит отстроить сигнал с разных голосов по уровню и частотам. Грубо говоря, именно благодаря микшеру вы и не будете нуждаться в DAW. Экономить на микшере не стоит — это основной элемент сетапа.
При выборе микшера ориентируйтесь на следующие параметры:
Примеры:
Аппаратный секвенсор нужен для сочинения строгих по форме композиций, запуска событий и синхронизации инструментов друг с другом. Если вы хотите только джемовать и пользоваться ограниченным набором инструментов, то можно без секвенсора и обойтись. Подбирать его нужно под количество и тип подключаемых инструментов (планируете ли вы пользоваться инструментами с CV-подключением).
Примеры:
Определитесь: вам нужна аналоговая драм-машина или с цифровым движком? Для живой игры и джемов потребуются эффекты, scatter-подобные функции и понятная индикация.
Примеры:
О выборе синтезатора можно говорить очень долго, особенно если это первая хардверная покупка.
В качестве основного синтезатора нужен полифонический инструмент (чтобы на нем можно было играть гармонию) с качественной библиотекой пресетов и достаточно развернутым интерфейсом, чтобы вы могли как можно больше параметров звука настроить прямо с передней панели. Желательно, чтобы в зоне доступа был эквалайзер, управление ADSR и переключатель типа волны.
Полифонический синтезатор на первых порах будет основным инструментом: на нем можно будет прописать гармонию, сыграть мелодию, синтезировать пэды и поэкспериментировать с тембром.
Примеры:
В случае крайней нужды первое время можно будет обойтись одним полифоническим синтезатором. Но монофонические синтезаторы настолько удачно подходят для некоторых задач, что лучше иметь хотя бы один. Басовые партии, саунд-дизайн и солирующие лиды — задачи, для которых эти инструменты подходят лучше всего. Кроме того, монофонический синтезатор будет дешевле аналогичного по уровню полифонического устройства.
Примеры:
Этот коммутатор не будет нужен, пока у вас небольшой набор инструментов и есть хороший секвенсор, который работает как мастерклок-устройство. Но если MIDI-девайсов становится много, с помощью MIDI-интерфейса можно решить проблему задержки, которая встречается в последовательном соединении, а также просто синхронизировать сет во времени.
Примеры:
Во-первых, вы можете использовать те эффекты, которые есть на микшере.
Во-вторых, в синтезаторах часто есть встроенные эффекты, например реверб или дилей.
Но если вы хотите серьезнее подойти к обработке, рекомендуем обратить внимание на педали или автономные процессоры. Преимущество педалей — в их доступности, гибкости полученной цепи эффектов и надежности. Например, педали MXR могут безо всяких проблем служить по 30 лет и больше. Последовательность подключения можно варьировать, но для начала стоит оттолкнуться от классической схемы, которой пользуются гитаристы: Pitch (эффекты, которые влияют на высоту тона) - Tone (тембральные характеристики, например перегруз, wah-wah) - Modulation (хорусы и фленжеры) - Time (дилеи и ревербы).
Примеры:
Под категорию рекордеров попадают и карманные решения до 20 000 рублей, и портастудии, и даже кассетные рекордеры. Термином «необходимо и достаточно» обозначим рекордеры Zoom и Tascam. Девайсы обоих брендов записывают аудио напрямую с пульта в отличном качестве. В зависимости от модели варьируется количество каналов на запись.
Примеры:
Бегство от DAW – вполне логичный способ разнообразить творческий процесс, тем более за компьютером мы и без того проводим от 5 часов в день. Музыка — занятие, в котором значение имеют тактильные ощущения, поэтому рекомендуем попробовать в качестве основного инструмента не экран ноутбука и контроллер, а автономный сет.
При таком подходе неизбежно возникнут сложности — аппаратные ограничения могут принести ощутимые неудобства, к тому же придется заново привыкать к новой среде. Триал-периода у живых инструментов тоже нет, поэтому проблема выбора тут будет острее.
Dawless-подход больше годится для лайвов, джемов, быстрого создания композиций и саунд-дизайна. Создавать музыку руками гораздо удобнее и приятнее, чем делать все в виртуальном секвенсоре. Кроме того, Dawless-система заставит вас стать намного профессиональнее — за счет ограниченности системы придется научиться выжимать из каждого купленного инструмента максимум.
Ну а ради масштабных проектов с десятками аудио- и MIDI-дорожек и множественными цепями эффектов стоит достичь золотой середины и пользоваться системой, где есть место DAW и живому аппарату.