Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Полиритмия — это когда в музыкальной фразе используют два и более ритмических рисунка некратных длительностей в рамках одного музыкального размера.
Полиритмические фразы в контексте ансамбля возможны для любых инструментов, хотя первая ассоциация, очевидно — ударные.
Построение полиритмических фраз может создать в треке чувство столкновения, напряжения или противостояния нескольких голосов. А в контексте танцевальной музыки полиритмия одновременно делает трек вариативным и интересным, но не прерывает движения.
Полиритмы записывается в виде пропорции X:Y, где X обозначает контр-пульсацию, а Y — пульсацию базовую. Например: если у нас соотношение 3:2, то за один промежуток времени один голос успеет воспроизвести три ноты, а другой голос — две.
Чтобы в будущем не запутаться, коснемся и смежных с полиметрией понятий — кросс-ритма и полиметрии.
Под кросс-ритмом понимают ту форму полиритмии, когда ритмический конфликт — это основа всего музыкального произведения. Конфликт достигается за счет того, что сильные доли и основные акценты противостоящих фраз не совпадают. Такое можно услышать в африканской церемониальной музыке.
Полиметрия — тоже родственный полиритмам концепт, но здесь сочетаются партии с разным размером. Длительности при этом могут использовать кратные или вовсе одни и те же.
Обозначаться полиметрия может также через X:Y. Например, обозначение 5:4 показывает, что одна партия играется в размере 5/4, а другая в 4/4. Через несколько тактов цикл повторится и первые доли партий сойдутся снова.
Самый иллюстративный пример полиметрии — песня Kashmir от Led Zeppelin, в котором Джон Бонэм играет на барабанах в размере 4/4, а гитарный рифф Джимми Пейджа в 3/4. Напряжение создается только за счет того, что размеры партий разные, никаких конфликтов длительностей нет.
Наглядный пример, который поможет не путать полиритмию и полиметрию, на примере использования секвенсора Arturia Beatstep Pro:
Чтобы прочувствовать полиритмы и свободно использовать их во время сочинения своих треков, придется научиться воспроизводить их самостоятельно — побыть некоторое время перкуссионистом. Просто набить полиритмы в пианоролле вашей DAW будет мало, нужно научиться делать полиритмы руками.
Для этого рекомендуем использовать виджет — визуализатор полиритмов. Он позволяет прослушать и простучать любое сочетание пульсаций. Хинт: поверхности, по которым вы выстукиваете два ритма, должны сильно отличаться по высоте звука. Так будет проще научиться различать и запоминать ритмы. И не гонитесь за скоростью — чем медленнее выставленный для занятий темп, тем лучше.
Примеры полиритмии:
Самое интересное здесь в том, что две отдельные пульсации в какой-то момент вы начнете воспринимать как единую фразу со своим грувом. Само по себе это заставит совершенно иначе чувствовать и воспринимать движение в музыке и то, как во времени отдельные фразы взаимодействуют друг с другом.
После этого пора запускать DAW и пробовать сочинять первые фразы. Сетка в секвенсоре гибкая, поэтому программировать полиритмические фразы будет удобно, особенно когда вы понимаете, как пульсации должны звучать. Пианоролл еще и хорош тем, что точно покажет порядок долей и расстояние между ними.
А если вы хотите пойти дальше и научиться делать ритмически сложную музыку, рекомендуем обратиться к учебнику джазового барабанщика Питера Магадини. Это самое подробное руководство по полиритмическим структурам. Заниматься по этой книге придется долго, и потребуется некоторое умение читать ноты, но итоговый результат точно будет стоить того.
Ну а тем, кто готов погрузиться в эзотерику, стоит посмотреть этот ролик, после которого и аккорды с мелодией начнут восприниматься совершенно с другой точки зрения:
Полиритмы возникли из аутентичных музыкальных культур Западной Африки и Индии.
У европейцев первые попытки использовать полиритмы появляются в многоголосном пении XII-XIII веков.
Контрастирующими ритмами любили пользоваться академические композиторы, от Бетховена до Стравинского. А уже в середине XX веке полиритмы стали одним из частых приемов у композиторов-минималистов, например у Стива Райха и Филиппа Гласса. Пример фортепианной пьесы с пульсацией 3:2:
Без полиритмии невозможно представить и джаз, особенно в его изощренных формах. Обратите внимание на работу барабанщика Элвина Джонса, особенно во время аккомпанемента:
Полиритмы — еще и неотъемлемая часть поп-музыки в самом широком смысле.
Прогрессив и джент
Танцевальная электроника (во втором видео за полиритмию отвечают наложения перкуссии)
Трип-хоп (обратите внимание на воббл-бас)
И, наконец, одна из вершин нашего времени: Четвертая симфония американского композитора Чарльза Айвза, для которого полиритмы и политональности были главным творческим методом.