Анонс
Где и как найти качественные сэмпл ...
Дайджест по правильному поиску ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Field recording или полевая запись – это процесс съема звуков окружающей среды вне студии.
Это нужно для озвучки сцен игрового и документального кино, создания библиотек оригинальных эффектов, семплов, материала для эмбиента, звуков для саунд-дизайна, а также сохранения народной музыки на цифровые носители.
Есть специалисты, чья основная работа сосредоточена вокруг прикладной полевой записи:
А эмбиент-музыка существует еще со времен Брайана Ино, который и ввел термин:
Филд-рекординг может стать источником уникального звукового материала для ваших работ и средством исследования пространства. При этом начать получать результаты от такой работы можно относительно быстро, а оборудование на старте будет стоить недорого.
Содержание:
С какой бы целью вы ни начали записывать звуки среды, вам потребуется набор оборудования. Начать можно с малого и купить простой рекордер: Zoom H2n. Этого хватит, чтобы освоиться и поэкспериментировать в несложных условиях. Девайсы оснащаются качественной стереопарой.
Для сложных полотен и направленной записи источников звука свой сет придется расширять. В идеале хорошо иметь такой набор:
Подбирать парк микрофонов нужно в зависимости от задачи. Например, динамический микрофон подойдет для записи громкого источника звука, а конденсаторные за счет своей чувствительности хорошо запишут окружение, реверберацию помещения, различные детали среды и шепот (особенно микрофоны с большой диафрагмой). Микрофон-пушка подойдет для направленной изолированной записи одного источника звука.
Если вы собираетесь работать не в помещении, всегда пользуйтесь ветрозащитой. Ветер гарантированно уничтожит любую запись, поэтому на открытом воздухе используйте съемную ветрозащиту в металлическом корпусе или из меха. Учитывайте, что громкость входного сигнала несколько снизится.
Для быстрой автономной записи подойдет рекордер начального уровня в духе Zoom H1n. Несмотря на доступность и размеры, эти девайсы вполне качественно записывают материал. Единственное, что может стать проблемой — относительно высокий уровень собственного шума. Но для первых шагов или записи речи такие рекордеры подойдут. Они же пригодятся, если какой-либо звук нужно записать срочно и времени на выставление микрофонов со стойками просто нет.
Естественно, если вы собрали целый риг оборудования, присмотреться стоит к специализированным моделям: многоканальным рекордерам с беспроводным управлением, продвинутыми АЦП и микрофонными предусилителями. Многоканальный рекордер послужит хабом для микрофонов, каждая дорожка запишется синхронно и с таймкодом.
Что важно в любом рекордере:
Наушники — обязательный гаджет для полевой записи. Здесь они нужны для того, чтобы правильно выставить оборудование, настроить уровень сигнала, найти правильную локацию, вовремя и ясно услышать артефакты, помехи или лишние звуки, которые лезут в фактуру.
Основные характеристики:
Изолированность: очевидно, наушники должны быть закрытого типа. Иначе вы не сможете адекватно оценить локацию, характер записываемых звуков, выявить лишние шумы и выставить уровни. Подойдут и качественные наушники-вкладыши.
Импеданс: за исключением моделей в духе Zoom F6, рекордеры не справятся с подачей сигнала на наушники с большим сопротивлением. Поэтому подбирать нужно те наушники, которые обладают импедансом менее 50 Ом (Ω).
Точность передачи сигнала: сделайте выбор в пользу мониторных наушников, а не HIFI-техники. «Характер» и «индивидуальность» для записи звукового материала совершенно не нужны. Отдавайте предпочтение мониторным наушникам.
В первую очередь, важна погода – теплая, сухая и без сильных порывов ветра. Экстремальные условия могут навредить оборудованию.
Время для записи надо выбирать такое, чтобы люди и автомобильный трафик не были проблемой. Обычно это раннее утро. На локацию предпочтительно выехать один раз заранее, чтобы все объективно оценить и понять, с какими препятствиями придется иметь дело.
О батарейках и питании позаботьтесь заранее, брать их нужно с большим запасом. Не забудьте и о себе — запись будет долгой, поэтому придется взять теплую одежду и еду. Чтобы не терять время, закрепите, что конкретно вы будете записывать. С этой записью вы должны будете уйти. Времени на все процедуры неизбежно уйдет много, поэтому не стоит тратить его еще больше на лишние раздумья о своих действиях.
Выбор локации зависит от цели. Самый простой способ найти — Google Earth. Но есть и специальные карты звуков, где можно послушать пользовательские записи. С помощью этих же карт можно и определиться с желаемой локацией для своей сессии.
Не стоит полагаться на компрессированные форматы в духе WMA или MP3 — этого может быть достаточно для лекции или интервью, но не для шумовых полотен со множеством деталей и нюансов.
Обязательно мониторьте входной сигнал в наушниках. Так вы легко найдете любые нежелательные щелчки и звоны посторонних предметов. В противном случае с ошибками, шумами и артефактами вы будете бороться в аудиоредакторе. А чем их больше, тем выше вероятность, что записанный дубль в итоге все равно отправится в корзину.
Тщательно выбирайте локацию, время для записи и парк оборудования под конкретную запись. Не забудьте про сменные аккумуляторы, SD-карты и ветрозащиту.
Пиковый уровень входного сигнала стоит выставить на -12 дБ. Функцией автогейна пользоваться не стоит — автоматизация неизбежно убьет то, как картина звучит на самом деле и внесет сильные перепады по громкости. Запись и динамическую обработку нужно сделать отдельными этапами, и не полагаться на автоматические решения. Что касается качества, предпочтительно записывать аудио в 24 бит / 44.1 кГц (48 кГц для видеопродакшна).
Что касается микрофонов, важно помнить их направленность, тип, и избегать механического воздействия на корпус и капсюль. Для того, чтобы сохранить объем и ощущение пространства, пишите сигнал в стерео. Но возможны исключения — направленная запись голоса, работающего вблизи механизма и т.п.
Не стоит записывать короткими дублями — чем больше материала сохранено на рекордер, тем вы свободнее в выборе звуков и их редактировании. А после записи полезно сделать понятный и пронумерованный каталог дублей.
Шумопонижение — даже если изначальная запись сделана в идеальных условиях, на нее не проникли вой собак, автомобильные гудки или чья-то речь, вам всегда будет что почистить в этом исходнике. Главное — действовать аккуратно, потому что любой NR-алгоритм может насытить запись артефактами и глитчами.
Громкость/уровень — запись живого окружения будет неизбежно меняться по громкости с течением времени. Чтобы избежать заметных перепадов по громкости и уровню сигнала, придется внимательно послушать запись, потому что с первого раза они могут быть неочевидны.
Эквализация — даже если вы записываете некое звуковое полотно из множества элементов, на некоторых из них должен быть акцент. Например: шуршание листьев не требует значительного нижнего регистра.
Многополосная компрессия — позволит сделать исходник более сбалансированным, читаемым и подходящим для прослушивания.
В принципе, редактировать записи можно и в той же DAW, где вы делаете свои треки (если делаете). Но для работы с полевыми записями есть свои специализированные инструменты. Поскольку редактирование таких записей — это обработка или работа с помехами и шумами, вам нужны waveform-редактор и софт для восстановления аудио.
Самый простой вариант — бесплатная Audacity. Если нужны решения более удобные и многофункциональные, рекомендуем Soundforge, Audition и Wavelab.
А также внешний софт для восстановления аудио и морфинга: