Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Это материал для новичков. Топа аудиокарт тут не будет — вместо этого расскажем про основные принципы выбора карты для студии.
Внешнюю аудиокарту класса Hi-Fi покупают для прослушивания музыки. Так пользователь получает звук лучшего качества и с меньшим уровнем шумов, чем может обеспечить чип на материнской плате компьютера. Плюс к этому, техника класса Hi-Fi специфическим образом окрашивает звук — такие украшательства доставляют удовольствие обычному слушателю, который не занят музыкой, а просто хочет расслабиться с помощью любимой музыки.
Профессиональный аудиоинтерфейс нужен для студии — работать со сведением и записывать инструменты. От класса Hi-Fi отличается еще и тем, что должна передавать звук в максимально нейтральной манере.
Для самых базовых задач, например стримов, хватит USB-микрофона, в котором есть встроенный примитивный интерфейс. Вряд ли качества будет достаточно, чтобы записать детализированную дорожку вокала, но для разговорного жанра мощностей будет достаточно. Для инструментов и пения уже потребуется отдельная аудиокарта.
Для записи нужны разъемы XLR для микрофона, разъем hi-Z для гитары и линейный вход для внешних синтезаторов. Аудиоинтерфейс должен передавать сигнал с минимальными шумами, задержкой и джиттером (когда при передаче цифрового сигнала слышен рассинхрон, читаемость ухудшается, появляются помехи).
С ними вам нужно сопоставить свои задачи. Основных характеристик немного:
На базовом уровне стоят интерфейсы с одним-двумя каналами, с которыми можно одновременно записать аудиосигнал в моно и стерео.
Например, если вы сонграйтер, который пишет голос и акустическую гитару, вам будет достаточно двух XLR-входов. Но чем больше инструментов или голосов вы будете писать одновременно, тем больше входов потребуется.
Если вы играете на басу, электрогитаре, хорошо бы иметь прямой способ подключения к карте, чтобы не разбираться с дибокс-устройствами или съемом звука с усилителя. Понадобится вход hi-Z — через этот разъем передается сигнал инструментального уровня.
Для внешнего оборудования, например клавиш, драм-машины, семплера, процессора эффектов, нужны разъемы линейного уровня. Через них же подключаются студийные мониторы.
В некоторых интерфейсах есть цифровые разъемы. Самые распространенные — это S/PDIF и ADAT, через которые в аудиоинтерфейс подключаются многоканальные микрофонные предусилители. Так можно записать больше источников звука одновременно или освободить штатные аналоговые входы. Интерфейс с двумя или четырьмя микрофонными предусилителями и входом ADAT можно расширить до десяти или двенадцати входов.
USB: самый популярный разъем. Обратите внимание, разъем и шина — это разные вещи. Бывает, что разъем устройства уже Type-С, а шина работает по старому стандарту 2.0. iOS-совместимые устройства тоже соединяются по USB.
FireWire: Mac-формат, который постепенно замещается Thunderbolt. Разъем быстрый и подходит для многоканальной записи.
Thunderbolt: этой шиной оборудованы новые компьютеры Apple. Владельцы также справляются установкой карты расширения. Формат отличается очень высокой скоростью передачи пакетов данных и сверхнизкой задержкой.
PCIe (PCI Express): формат внутренних карт для стационарных компьютеров. Занял нишу профессиональных решений для больших студий и пользователей экосистемы Avid ProTools. PCIe отличается большой пропускной способностью и низкой задержкой. Карты обычно обладают большим количеством разъемов.
Это отдельный чип для обработки цифровых эффектов. Компьютер значительно разгружается, задержка становится ниже. Чип поставляют с комплектными плагинами высокого класса. Пример — аудиоинтерфейсы Universal Audio.
Обращайте внимание, что идет в комплекте с аудиоинтерфейсом. Туда могут входить DAW (причем не обязательно урезанные Lite-версии), плагины, подписки на сервисы для коллабораций в духе Splice, а также доступ к скидкам на виртуальные инструменты.
Качество складывается из следующих характеристик:
Разрядность ЦАП и АЦП. Чем больше бит, тем выше разрешение сигнала. Цифры указывают на то, насколько записанный и переведенный в «цифру» сигнал похож на аналоговый, какой возможен диапазон громкости, и насколько эффективно подавляются шумы.
Формат Audio CD использует 16-битный стандарт с динамическим (т.е. по громкости) диапазоном 96 дБ. К сожалению, уровень фонового шума на цифровой записи будет довольно явным, поэтому запись на 16 бит означает, что шум будет проскакивать на тихих отрывках записи.
24-битная запись — стандарт профессионального аудио. Динамический диапазон здесь составляет 144 дБ, а уровень шума нивелируется практически полностью. С точки зрения слушателя это выражается в том, что запись будет звучать плавнее, ярче и чище.
Частота семплирования ЦАП и АЦП. Параметр говорит о том, на какое количество отрывков делится звуковая волна при конвертации в цифровой вид. В CD-формате она равна 44.1 кГц — т.е. каждую секунду аудиосигнал делится на 44,100 последовательных фрагмента. Теоретически это значит, что ваша система работает с частотами до 22.05 кГц, что даже превосходит чувствительность человеческого слуха. Коммерческие студии работают с частотами семплирования в 48 кГц, 96 кГц и 192 кГц.
Нужно ли такое разрешение? Это зависит от целей. Если вы записываете черновую демо-версию трека, то достаточно и 16-бит/44.1 кГц. А для коммерческих релизов и саундтреков стандарт — это 24 бит/96 кГц.
Уровень конвертеров. Конвертеры делятся на АЦП (аналого-цифровые преобразователи, A/D) и ЦАП (цифро-аналоговые, D/A). От качества конвертеров и сборки компонентов карты качество звука зависит не меньше, чем от частоты семплирования и разрядности. Чем лучше конвертеры, тем дороже карта.
Задержка. Она же Latency, измеряется в миллисекундах. Время преобразования сигнала из аналогового в цифровой. На этот параметр влияет многое: от мощности процессора самого компьютера до конвертеров, аудиодрайверов и размера буфера, который вы выставили в настройках своей DAW. Но хорошая карта должна обеспечить задержку менее 10 мс. В противном случае записывать аудио будет проблематично, и сама задержка звука будет слышна даже неподготовленному человеку.
Мы разбили аудиокарты на несколько категорий, как раз по функционалу. Смотрите на характеристики. Покупать необязательно карты именно этих брендов, они даны прежде всего для ориентира.
Стримы, запись демо и первых песен, сонграйтинг
Запись инструментов
Карты для полноценной студии