Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееОткрытие звукозаписи можно считать началом зарождения электронной музыки.
Первые эксперименты с записанным аудиоматериалом проводились еще в 30-е, а в 60-е уже стали привычным в кругах авангардистов того времени.
Переработка записанного материала интересовала даже поэтов-битников, например Уильяма Берроуза и Антонена Арто. Берроуз записывал себя и нарезал из этого коллажи, манипулируя пленкой для получения звуковых эффектов в поисках корневых языковых и мыслительных конструкций. Антонен Арто изучал разницу между записанным и звучащим — разницу между внутренним голосом и сигналом на записи, исследуя границы вымышленного и реального. Даже Фрейд был очарован возможностями звукозаписи. Он видел в ней прямой путь к глубинным переживаниям и мыслительным схемам. Звукозапись открыла огромное поле для исследований в области саунд-арта и заставила человека задуматься о воздействии звука на мозг, функциях и различиях языка и речи.
В 2024 году никого не удивишь наличием полевых записей в композициях самых разных жанров, но при этом прием все еще работает. Это обусловлено тем, что мы слышим звуки в пространстве. Поэтому, слушая записанное foley со студии во вступлении любимого трека любимой группы, нам это очень нравится, так как мы попадаем на студию к нашим любимым музыкантам. Напротив, звук без пространства может даже напугать. Большинство людей испытает дискомфорт в вакуумной камере, потому что у звуков там нет привычного пространства и стереополя.
При чем тут рекордеры? Рекордеры как раз записывают звуковые объекты в естественной среде. Есть большая разница между взятым чистым сэмплом и полевой записью. Сэмпл не может погрузить слушателя напрямую в звуковую картину. У сэмплов его не существует, они обезличены и отстранены от их первоисточника. Такие артисты, как Burial, отлично это понимают и вовсе строят свой звук с помощью данной техники, буквально помещая слушателя в момент личного переживания.
Продюсирование фильма или рекламного ролика не обходится без foley-артистов, работающих на площадке и в студии. Именно они озвучивают все важные сцены в фильмах, действия героев, фоновые звуки. Ведь красивая картинка и плохой звук сразу меняют впечатление от просмотра. А красивый звук и средняя картинка не вызовет дискомфорта.
К сожалению, звучащее часто выпадает из поля интереса, потому что зачастую воспринимается как данность, непрерывающийся фоновый поток. Попробуйте перестать слушать даже на секунду — не выйдет. Немецкий дуэт Matmos отлично понимает важность звукозаписи и слышимого. Посмотрите, как они работают с записанным материалом.
Мы подготовили небольшой гайд по тому, как работать с foley в DAW. Попробуем собрать небольшой коллаж из городских звуковых пейзажей, где будем использовать только записанные звуки как исходный материал.
Для хорошей записи желательно иметь поп-фильтр из искусственного меха или специального поролона для защиты от ветра. Так можно более направленно записывать звук и избежать перегрузки сигнала. Во многих рекордерах предусмотрена фильтрация низких частот и разные режимы записи. Это сделано для того, чтобы также избежать перегруза при записи. Например, низкие гулы с высокой амплитудой могут резко и неожиданно испортить запись.
В Zoom H6, Zoom F1-LP, Zoom PodTrak P4, Zoom H8, Zoom H4n Pro есть XLR-входы для многоканальной записи. Модели также работают как аудиоинтерфейс. Это упрощает перенос записанного на компьютер для дальнейшей обработки. Для репортерской записи подойдет модель Zoom F1-LP. Если вы только начинаете разбираться в звукозаписи, то советуем приобрести Zoom H2n. Инструмент справится со всеми задачами новичка.
Для нашего гайда использовался Tascam DR-05X. Мы записали проезжающий поезд в метро. Советуем делать по несколько дублей с разными настройками среза низких частот и режимами записи, если это предусмотрено в рекордере. Это нужно для того, чтобы иметь возможность выбора наилучшего дубля. Это также поможет вам запомнить какие настройки работают в том или ином случае. Нам потребовалось около четырех дублей, чтобы подобрать нужные настройки и добиться желаемого результата.
В случае работы с такими рекордерами как Zoom H5, можно также выбрать микрофон, который подходит для записи того или иного звука. Близкие звуки, требующие внимания, лучше записывать на динамический микрофон. Общий фон и пространство лучше писать через конденсаторный микрофон.
Далее мы записали то, как звучат металлические прутья на заброшенной станции поездов. Для этого мы использовали лежащую рядом деревянную палку. При ударе ей о прутья получался металлический тон, похожий на тембры, получаемые с помощью FM-синтеза.
Это даст нужный тон для атмосферы нашего коллажа. Рекордер слышит лучше, чем человеческое ухо, поэтому зачастую на записи можно услышать больше, чем в процессе ее создания. Этим и интересна звукозапись, тембры сразу получаются насыщенными и пост-обработка записанного материала получается очень интересной. Так как не нужно тратить время на получение нужного тембра.
Мы выбрали лучший дубль записи метро и перетащили его на аудиодорожку в Ableton Live 12. Убрали ненужный фрагмент.
Срез низких частот в 120 Гц как раз помог нам избежать лимитирования и клиппинга при записи приближающегося поезда.
Далее мы выбрали лучший дубль записи удара о металлические прутья. Для создания подложки и атмосферы мы будем использовать Granulator III. Нам нужны из записи лишь хвосты от удара по прутьям, чтобы захватить тон без самого удара. Гранулярные синтезаторы тут будут очень кстати:
1. Выбираем режим воспроизведения сэмпла clouds. Так мы получим непрерывный сглаженный тон без резких изменений в динамике звука.
2. Настраиваем динамику тона на свой вкус. Подробнее о Granulator III тут.
У нас уже есть неплохой тон, но ему не хватает ширины и насыщенности, динамики.
3. Делаем Instrument Rack для добавления новых слоев. Для этого кликаем правой кнопкой мышки по инструменту и выбираем Group. Дублируем наш инструмент несколько раз.
4. Выбираем на каждом из слоев разные точки старта воспроизведения с помощью параметра position.
5. Меняем в слоях режимы воспроизведения с Cloud на Classic и Loop для получения пульсаций и динамики.
6. Тюним каждый из слоев чтобы при нажатии одной клавиши проигрывался аккорд или кластер.
7. Разводим слои по панораме, добавим каждому из слоев индивидуальные настройки огибающей громкости, чтобы создать динамику нашей подложки.
8. Создаем Midi клип длинной как запись поезда в метро.
Выставим долгий релиз у нашей подложки и оставим место для плавного затухания.
9. Тюним наш тон метро под тон подложки. Так коллаж зазвучит органично.
1. В нашем случае у тона слишком много атаки в сигнале, плюс из-за наложения друг-на друга звук становится слишком мутным, теряется динамика. Настроим компрессор так, чтобы он срабатывал на пики и нарастания громкости и вытянем громкость слабой по амплитуде части подложки.
Тем самым мы балансируем динамику тона.
2. Далее сделаем тон-шейпинг. Подрежем эквалайзером частоты, где складываются резонансы наших слоев и делают сигнал мутным и неразборчивым. Срежем низ, чтобы сделать тон невесомым и оставь место звуку приближающегося поезда. Добавим читаемости и яркости в верхнем среднечастотном диапазоне.
3. Добавим ширины с помощью дилея. Поместим звук в пространство с помощью реверба, чтобы отделить его от записи метро.
4. C помощью Channel EQ добавим динамики тону по частотному спектру, автоматизируя настройки эквалайзера.
5. Добавим тела и плотности, тела и читаемости записи поезда в метро с помощью эквалайзера.
6. Поднимаем громкость лимитером.
Готово!