Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Содержание:
Генеративная музыка — это когда трек создается не музыкантом напрямую, а с помощью заранее продуманных алгоритмов.
Сам термин ввел Брайан Ино в контексте собственных работ. На релизе Discreet Music (1975) он впервые использовал генеративные методы создания музыки.
Присутствие человека при создании генеративной музыки не исключается полностью, но остается минимальным. Музыкант выступает в роли оператора, который устанавливает набор правил, по которым происходит создание музыки, но при этом за счет рандомайзеров появляется вариативность и разнообразие.
Первые попытки создать систему автогенерации появились еще в XVIII веке: в 1757 г. музыкальный теоретик Иоганн Филипп Кирнбергер написал книгу Der allezeit fertige polonoisen und menüettencomponist, которая позволяла в игровой форме при помощи двух кубиков генерировать полонез или менуэт. Книга состояла из записанных готовых коротких музыкальных фрагментов произведений и таблицы чисел: с помощью кубиков из фрагментов собирались фразы, а за ними — целое произведение.
В начале 20 века такие композиторы, как Антон Веберн, Ефим Голышев и Оливье Мессиан, начали использовать серийную технику композиции — когда в качестве системы используются серии неповторяющихся в рамках фразы тонов.
Как только появились первые подобия компьютеров, музыканты начали пользоваться им как инструментом: в 1956 году профессора Иллинойского университета Леджарен Хиллер и Леонард Айзексон при помощи учебного компьютера Illiac I написали “Illiac Suite: Quartet № 4 for strings”. На основе своих экспериментов в 1959 году была опубликована книга Experimental music: Composition with an electronic computer.
Вслед за энтузиастами-технарями, в 60-е к автогенерации материала с помощью гаджетов решили обратиться академические композиторы. Стив Райх начал экспериментировать со звуками, записанными на пленку (It's Gonna Rain (1965), Come Out (1966) и исполнением двумя музыкантами одной и той же мелодии Reed Phase (1966), Piano Phase (1967), Violin Phase (1967). Композиция создавалась за счет разности темпов фрагментов, записанных на пленку, или исполняемых партий. Разный темп приводил к постоянному смещению партий относительно друг друга.
Такую же технику с закольцованной пленкой использовал и Брайан Ино в 70-е. В своем классическом альбоме Music for Airports использовалось семь магнитофонов. К 90-м годам Ино перешел к программам для генерации музыки. Альбом Generative Music 1, при создании которого использовался софт SSEYO Koan, стал самой понятной иллюстрацией генеративного метода.
Чаще всего генеративным методом пользуются с модульными системами, поскольку модули отличаются широкими возможностями модуляции и рандомизации. За генерацию паттернов и фраз отвечают генераторы случайных значений параметров, нелинейные секвенсоры, модули математических и логических операций. Модуляры позволяют комбинировать необходимый набор элементов и использовать в качестве источников модуляции практически любой элемент системы. Для тех, кто не может или не хочет тратиться на аппаратные модули, существует программная среда VCV Rack, в которой можно создать виртуальную модульную среду, и интегрировать ее с DAW.
Но модулями дело не ограничивается. Инструменты, которые помогают в создании генеративной музыки можно встретить и в стандартных, классических аналоговых и цифровых синтезаторах. К ним относятся секвенсоры, арпеджиаторы, LFO-осцилляторы, огибающие, Sample and Hold. Некоторые современные модели аппаратных синтезаторов имеют функцию Probability, которая устанавливает вероятность срабатывания триггера от 0 до 100% (пример: Elektron Digitone) или функционал полиритмии, который позволяет устанавливать различную длину шагов для каждой дорожки секвенсора и их постоянное смещение (Moog Subharmonicon).
Среди DAW самые удобные для генеративной музыки — Ableton в сочетании с программной средой Max4Live и Bitwig.
Генеративный подход создания музыки сильно отличается от игры на музыкальных инструментах.
Самое важное: музыкант уже не создает и не играет музыку сам. Вместо этого ему нужно придумать систему, которая будет ее воспроизводить, исходя из заданных правил. В этом метод схож с программированием.
Наиболее иллюстративный пример — модульные синтезаторы. В этих системах есть модули генерации случайных чисел, sample & hold, генераторов шума, функциональных генераторов, LFO и других девайсов. За счет открытой архитектуры и свободной маршрутизации управляющего сигнала внутри инструмента, вариации можно создавать бесконечно.
Примеры модулей:
Но первые шаги можно сделать и в DAW. Например, можно использовать параметр Chance MIDI-секвенсора Ableton Live: он отвечает за вероятность срабатывания ноты и может иметь значения от 0 до 100%.
В настройках MIDI-секвенсора можно найти кнопку “Randomize”, которая позволяет придать случайные значения выбранному параметру, например, Velocity или Chance. Для того, чтобы разнообразить, оживить и придать непредсказуемости секвенциям можно использовать следующие стандартные плагины Ableton для работы с MIDI:
Еще одним интересным приемом является создание полиритмических паттернов из нескольких секвенций с разной длиной. Это как раз тот метод, которым пользовался Стив Райх. Для этого необходимо создать несколько MIDI-дорожек, установить для каждой различную длину, прописать ноты и направить их на один или несколько инструментов.
Тембрального разнообразия можно добиться с помощью модуляции через LFO и огибающие, привязывая их к нужным параметрам. Например, можно направить LFO со случайной формой волны на начальную точку семпла в инструменте Simpler, тем самым меняя звучание семпла при каждом его запуске.
Помимо стандартных инструментов, можно найти множество плагинов от сторонних производителей, которые позволяют создавать автоматизированные последовательности:
Генеративный подход сам по себе может быть полноценной альтернативой традиционным техникам композиции, особенно когда вам нужно фоновое аудио.
Но также его можно использовать вместе с этими техниками. Автогенерацию можно использовать для создания интересных плейбеков живого коллектива, в качестве источника основы или фактуры трека, либо в контексте джема — когда на фразу живого инструмента машина отвечает своей сгенерированной фразой.