Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееПри сведении пространственная обработка выполняет наиважнейшую функцию, т.к. является инструментом создания единого пространства для всех инструментов. Пространственные эффекты способствуют «склеиванию» звуков в одну композицию. Сведение голоса с минусом характеризуется некоторыми сложностями построения пространства, потому что сам минус имеет определенные пространственные условия. Отвечающие за эту сферу приборы реверберации и дилеи очень легки в применении, поэтому, создавая образ вокалиста, следует использовать более глобальный и комплексный подход к построению отражений и планов в миксе. Это важно потому, что мы воспринимаем окружающую действительность, в том числе и музыку, посредством слуха. Человека с самого рождения окружает мир звуков. Звук – это прямой и отраженный сигнал, т.к. почти любая поверхность обладает отражающей способностью. Мы слышим звуки, окруженные отражениями и нам трудно воспринимать звуки в их отсутствии. Из слуховой среды мы получаем огромный объем информации. Дополняя зрение, слух помогает определить размер помещения, высоту потолка, именно за счет отражения.
Если вокал или мультитрек записаны в хорошей студии, в условиях ограниченных отражений, то без дополнительной обработки звучание будет носить противоестественный и неприятный для слушателя характер. При сведении задачей звукорежиссера является создание иллюзии пространства в треке путем перемещения разных инструментов на передний, средний или дальний план, используя при этом регулировку ширины стереобазы, эквализации, панорамы, эффектов реверберации и дилея.
Существует два основных метода построения композиционного пространства – реальное пространство или нереальное пространство. Реальное – это когда все музыканты будто бы «находятся в одном помещении». При этом алгоритмы реверберации и дилея для всех одинаковы. Следует обязательно учитывать, что при создании иллюзии реального пространства все эти алгоритмы должны соответствовать музыкальному стилю. Например, при сведении джазовых композиций (а джазу особенно свойственно реальное пространство), будет абсолютно нелепо слышать пространство стадиона. Ведь джаз почти никогда не исполняется в такой обстановке. Т.е. прежде, чем приступить к пространственной обработке и анализу музыкальной среды, звукорежиссер должен озадачиться вопросом – кто и где исполняет данную музыку, и кто и где ее слушает?
Также звукорежиссеры применяют принцип создания нереального пространства. В этом случае вокалист, например, располагается на арене, а все прочие музыканты в небольшой комнате. Понятно, что в реальной жизни мы такого не увидим. Данный подход сегодня пользуется огромной популярностью, т.к. применяется для различных музыкальных стилей. Наиболее удачно он нашел себя в синтетических музыкальных стилях, потому что мы вообще никак не можем вообразить эту музыку, исполняемую в настоящих условиях.
К примеру, возьмем два наиболее близких с исторической и семантической точек зрения синтетических музыкальных стиля - house и trance. Мы заметим явно выраженную разницу в подходах к пространству, которая явилась неким стилеобразующим фактором.
Музыка house обычно исполняется в клубах небольшого формата, максимальная вместимость которых до двух тысяч человек или меньше. Это помещения с невысокими потолками, большим количеством мебели и тканей.
Музыка trance звучит на стадионах и рейвах, в больших ангарах или на огромных открытых пространствах.
В сведении это проявляется достаточно интересно. Возьмем классические house треки. Скорее всего, вокалист окажется на переднем плане и в небольшом пространстве. Возможно с небольшой обработкой реверберации и без дилея вообще. А классические trance треки создают ощущение, что вокалист находится в чрезвычайно огромном пространстве, сильно слышатся реверберация и дилей, и при этом идеально чистые, типичные для trance женские голоса звучат, будто небесные ангелы.
Если сводить вокал с готовым минусом, то особенно важно проанализировать пространство и стиль минуса, это поможет верно "вписать" в него вокалиста. Стоит обратить внимание на некоторые стилевые особенности. Хип-хоп и RnB характеризуются близким расположением вокалиста к слушателю, небольшим пространством и отсутствием дилея. Поп-исполнители пространственно обособлены от всех музыкантов, пространства средние и большие, придающие вокалисту значительности (мы же знаем, что поп-музыка – это музыка одной звезды, чьих музыкантов мы редко видим). Рок-музыка, в противоположность поп, - музыка команды, а не одной звезды. Следовательно, пространство и положение вокалиста чаще всего соответствует положению музыкантов группы.
Процесс затухания звуковых волн в пространстве называется реверберацией. Например, если мы разговариваем в помещении, то от наших голосов, как от прямого сигнала в различной степени, идут отражения буквально от любых поверхностей – от пола, стен, потолка, мебели. Кроме того, от этих первичных отражений (Early) следуют вторичные и далее отражения (Late/reverb). Получается, что невозможно подсчитать точное количество звуковых отражений от говорящего и как именно они распространялись. В любом алгоритме прибор Reverb дает возможность настроить такие параметры, как Size - размер помещения, Time - время реверберации, Diffusion - распространение по помещению, Predelay – временная разница между прямым и отраженным сигналом.
Ревербераторы, включая цифровые, существуют двух типов - конволюционные (импульсные) и алгоритмические.
Конволюционные ревербераторы работают с импульсами с реальных пространств и помещений. Например, если вы в пресете данного ревербератора увидите зал Мариинского театра, то, скорее всего, это импульс, снятый из Мариинского театра. Алгоритмические ревербераторы создают иллюзию пространств и помещений с использованием математических алгоритмов, хотя в реальности этих пространств и помещений не существует.
Оба типа ревербераторов успешно применяются в музыке. Однако необходимо знать, что конволюционные ревербераторы предъявляют более высокие требования к ресурсам компьютера.
В дословном переводе Delay - задержка, отсюда и определение - повторение прямого сигнала, затухающее равномерно по времени. В начале своей деятельности музыканты частенько путаются между реверберацией и дилеем, хотя разница очень заметна. В реверберации отражения хаотичные и быстрые, неотделимые друг от друга. В дилее же можно слышать и сосчитать каждое отражение. Регулируемые параметры дилея - delay - непосредственно сама задержка повторения. Ее можно синхронизировать по темпу или выставить по времени в миллисекундах, а также feedback - количество повторений.
Несколько иным образом в построении пространства могут участвовать phaser, flanger, chorus и pitch shifter. В отличие от применения реверберации и дилея, работа этих приборов почти не слышна. Эти эффекты имеют примерно одинаковый принцип работы - создание с использованием фазового сдвига или расстройки тона дублирующего сигнала (или нескольких дублирующих сигналов) с радикальным панорамированием. Итак, подмешивая эти эффекты к основному моно-сигналу вокала, можно получить иллюзию наличия у него широкой стереобазы. А стереобаза является одним из главных мощных инструментов создания пространства. Близкие к слушателю источники звука (примерное расстояние до 1м), имеют широкую стереобазу. Чем более удален от слушателя источник звука, тем более "моно" он становится. Следовательно, чтобы придать вокалисту образ откровенного, личного, близкого и в какой-то степени интимного звучания, уместно работать с приборами, которые используют фазовые сдвиги. Необходимо учесть, что для таких задач эти приборы ставятся в посыл и подмешиваются к основному сигналу. Очень важно при подмешивании, чтобы не было слышно самого сдвига, но возникал эффект расширения стереобазы.
Использование внешнего эквалайзера в инсерте самого прибора обработки является еще одним ключевым советом при применении эффектов пространственной обработки, ставящихся в посыл (send/AUX). Очень часто сами приборы уже располагают встроенным эквалайзером, но в основном они функционируют слишком мягко или жестко и имеют ограниченные возможности. Обычно при голосовой обработке всем пространственным приборам нужны срезы до 150-250 Гц, где располагаются носовые призвуки. В цифровых ревербераторах можно слышать слишком яркий колкий верх, поэтому имеет смысл в них сделать плавный срез свыше 5-7 кГц. Например, возьмем 3-х полосный параметрический эквалайзер и попробуем применить его на дилее. В этом случае кроме среза ненужных рудиментов до 150-200 Гц и свыше 5 кГц для нивелирования в отражениях все шипящих звуков, можно еще и обособленно выделить какую-нибудь частоту в зоне верхней середины, создав при этом фильтр.
Без сомнения, каждый процесс сведения индивидуален, сфера использования приборов и их настроек для каждого конкретного случая допускает различные варианты и, возможно, сильные отличия.