Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Реверберация — это отражения звука от стен помещения и прочих поверхностей.
В повседневной жизни реверберация встречается везде, поэтому благодаря ей звук на записи получает объем и естественность. Продюсеры пользуются реверберацией как средством получения атмосферы для трека — буквально перенося слушателя в локацию, для которой характерны те или иные отражения. Эффекты реверберации нужны для того, чтобы имитировать характеристики помещения или творчески подойти к редактированию звука инструмента/микса и полностью видоизменить исходник.
Реверберация настоящего помещения или аналогового прибора будет реалистичнее, чем цифровой плагин. Но не стоит забывать, что в этом уравнении очень много переменных: качество микрофонов, профессионализм звукорежиссера, который звук снимал, каждый элемент тракта, через который проходил звук. Кроме того, подобный метод вряд ли подойдет домашним продюсерам, просто потому что студийное время, аренда микрофонов и сопутствующие расходы — это дорого.
С плагинами в этом смысле все проще. Звук будет не таким реалистичным (хотя во многих случаях с этим можно поспорить). Но зато все будет под рукой, а изменить звук намного легче, потому что будет доступ к любым параметрам реверберации.
Цифровые инструменты можно разделить на два класса. В первый входят эмуляции винтажных аналоговых приборов — эхо-камер, пружинных ревербераторов, пластин. Ко второму относятся эмуляции помещений.
Room Reverb
Эмуляции небольших акустических пространств, например помещения студии звукозаписи или комнаты со стенами определенного материала. Реверберация очень естественная. Нужна, чтобы объединить элементы микса, сделать его более собранным и реалистичным. Придают треку естественный и живой оттенок. Используется для обработки вокала, гитар, фортепиано и ударных.
Hall Reverb
Большие пространства — концертные залы, разнообразные ангары и прочие вариации на тему помещения большого метража. Часто Hall ставят на дорожки оркестровых струнных или пэдов, и в итоге продюсер получают полный и объемный звук. Но если с количеством такой реверберации на канале переусердствовать, партия станет размытой и неясной. А если в партии есть аккорды, то будет гарантирована грязь.
Chamber Reverb
Самый первый способ создания реверберации, если говорить про студийную обработку в целом, а не только про плагины. Применительно к плагинам, это эмуляция эхо-комнаты — когда в пустое помещение со стенами, которые дают множественные отражения, ставился динамик и один-два микрофона. Сигнал с отражениями поступал в микрофон и подмешивался к основному миксу во время сведения. Камерную реверберацию можно услышать в классических записях The Beatles на Abbey Road Studios. По звуку напоминает Hall, но с гораздо менее размытой картинкой.
Spring Reverb
Эффект пружинной реверберации. В аналоговых устройствах использовалась конструкция из одной или нескольких пружин, через которые проходит звук. Традиционно используется для обработки гитары.
Plate Reverb
Имитирует звучание аналоговых пластинчатых ревербераторов. Устройство состояло из большой металлической пластины, на которой был установлен драйвер. Посылаемые на драйвер сигналы вызывали вибрацию пластины, а преобразователь улавливал вибрации и направлял их в микшерный пульт. Пластинчатые ревербераторы отличаются плотным и теплым. Им можно обработать вокал и бэки, а также малый барабан.
Кроме того, есть два вида реверберации, которые возникли благодаря тому, что эффект пытались воссоздать в цифре.
Algorithmic reverb
Воссоздает звучание конкретного помещения на основе математических расчетов времени задержки. При этом учитываются размеры и геометрия комнаты, строительные материалы, количество отражений. Такие ревербераторы способны воссоздать любое акустическое пространство, потенциально — любой сложности.
Convolution reverb
Появился, когда компьютеры стали достаточно мощными для обработки предварительно записанных импульсных характеристик конкретных помещений.
Конволюционная реверберация основана на использовании семплов (импульсных откликов, сокращенно IR — их же используют современные гитарные процессоры, например Kemper) реальных пространств. Как правило, воссоздается звучание настоящих локаций, что делает эффект очень реалистичным.
Плагины позволяют управлять множеством параметров и детально настроить звук. Во всех программных ревербах можно выделить:
Reverb time / Decay Time
Время ослабления хвоста реверберации на 60 дБ (RT60). Зависит от размеров помещения и материала его поверхностей. У больших комнат более длительное время реверберации, плотные поверхности из бетона или твердой древесины также определяют более длительное время затухания.
Pre-Delay
Время между исходным сигналом и началом ранних отражений, которые отражаются от одной или двух поверхностей, прежде чем достигают слушателя. Как правило, чем больше помещение, тем дольше предварительная задержка.
Early Reflections
Самые первые отражения, слышимые после начала исходного звука. Эти отражения более разнесенными во времени друг от друга, чем в хвосте реверберации.
Room Size
Устанавливает размер эмулируемой комнаты, от которого зависит ряд параметров. Задают основой характер звучания, после чего другие параметры могут быть настроены в соответствии с идеей микса.
Diffusion
Степень плотности непрямых отражений, которые появляются после ранних отражений. Чем выше степень диффузии, тем больше непрямых отражений содержится в звуке эффекта и он становится более плотным. Снижение диффузии создает более разреженные отражения и делает эффект открытым.
У неопытных продюсеров есть тенденция скачивать десятки плагинов. Лучше не делать такую ошибку и пользоваться парой инструментов, но разбираться в их работе досконально.
В большинстве цифровых рабочих станций DAW уже есть эффекты реверберации. Не стоит их игнорировать — это профессиональные инструменты, и с помощью них можно производить обработку того же уровня, что и в плагинах.
Но если личные предпочтения заставляют выбрать что-то от сторонних производителей — у них тоже можно найти виртуальные инструменты, не уступающие по качеству звучания даже железным приборам и точно эмулирующие звучание известных винтажных устройств.
Практически у всех плагинов есть пробный период, который позволяет попробовать все функции перед покупкой. Можно попользоваться всеми интересными видами обработки и купить позже нужные.
Пока что покупать плагины из России напрямую, как это было раньше, не получится.
Что можно сделать в этой ситуации:
От себя напоследок порекомендуем такой набор:
Этих средств обработки хватит на 99% задач, особенно в начале вашего пути. Желаем удачи.