Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и послушать:
Чтобы достичь хоть каких-то спортивных результатов, нужны долгие годы тренировок. С музыкой все точно так же — чтобы более-менее сносно научиться играть, потребуются годы и годы занятий.
И взрослому музыканту тоже нужно уделять время, чтобы не растерять навыки. Профессионалу, который зарабатывает игрой на инструменте, относительно несложно выделять время на практику. А что делать тем, у кого есть дневная работа, учеба, семья и пока еще остался запал для музыки? Заниматься с умом, эффективно, и грамотно расходовать время. Рассказываем как.
Содержание
Очень важно, где вы играете. Горячо рекомендуем решиться на отважный шаг и арендовать помещение для занятий — за помесячную оплату и с постоянным доступом. Это может быть каморка за актовым залом, комната в репетиционном кластере (но не арендованная по схеме «3 часа — 1000 рублей») — подойдет любой вариант с хорошей вентиляцией, отоплением и работающей проводкой. Решение, на первый взгляд, недешевое: если комнату заранее не готовили к занятиям музыкой, вам придется вложиться в звукоизоляцию и ремонт. И в любом случае придется купить собственное оборудование. Но выгоды от собственной репетиционной комнаты на деле перекроют любые расходы. Вы не будете зависеть от чужого графика, все оборудование будет храниться в одном месте, играть сможете на живом звуке адекватной громкости, да и вообще делать вы в своем пространстве можете что угодно и как угодно. Не игнорируйте беруши — однажды поврежденный слух больше никогда не восстановится.
Если своя репточка — пока слишком смелое решение, подготовьте для этого комнату в квартире. Нужен достаточно яркий свет, минимум внешних раздражителей, готовые к игре инструменты, пюпитр и хорошие закрытые наушники.
Самая большая проблема взрослого человека. Начните с малого и выделите несколько сессий по 20 минут в день. 20-минутная мини-репетиция с полной концентрацией на предмете — это уже не так мало. К количеству проведенных за инструментом часов вообще стоит относиться внимательно. Если в студенчестве вы проводили по 10 часов в день, смотря сериалы/аниме и параллельно пытаясь отточить скорость и технику, знайте — время было потрачено зря. Ни один музыкальный инструмент не терпит рассеянности, поэтому два часа в день, по строгому плану и без внешних раздражителей дадут куда больший результат, чем 8-часовые забеги вдоль грифа. Повзрослев, не повторяйте ошибок юности и играйте осознанно, чтобы не топтаться годами на месте.
Не надо пытаться за одну сессию прокачать все аспекты игры. Сфокусируйтесь на одном элементе песни, одном упражнении или одном приеме. Как и везде, важнее всего постоянство.
Целеполагание — всему голова. Без поставленных целей ваш музыкальный рост будет, скажем так, естественным. То есть очень медленным. Поэтому стоит разметить небольшие, осязаемые и достижимые цели, вплоть до конкретного списка песен, которые давно хотелось разобрать.
Музыкальное ремесло требует планирования и графика. Заведите себе дневник занятий, в который будете записывать, что делали, как делали и каков был результат.
Если ведение такого судового журнала вы дополните регулярными съемками себя во время игры (не для соцсетей, а именно для пользы дела), прогресс будет просто неизбежен.
Сложную систему записей разрабатывать не нужно. Достаточно вести дневник с таблицей из четырех столбцов:
Если в занятиях приходится делать перерывы, ничего страшного. Главное — возвращаться к инструменту. А в этом как раз поможет дневник. Когда у вас перед глазами есть лог своих достижений, проблемы с мотивацией и желанием что-то делать будут беспокоить гораздо меньше.
И еще одна вещь — записывайте себя на аудио или видео. Заливать это потом в соцсети или нет — вопрос второстепенный. Основная задача записей — наглядно показать, как вы сейчас звучите и что ускользнуло от вашего внимания. Пара месяцев записей и вы себя не узнаете, настолько ощутимый будет прогресс.
Часть времени обязательно надо выделить на две вещи: эксперименты и игра для удовольствия. С экспериментами все ясно: поиграть на другом звуке и с другими примочками, перенастроить установку, попытаться сыграть партию другого инструмента. Что касается удовольствия — иногда стоит просто поставить трек, поджемать под него и ни о чем не думать. Тут есть некоторый риск потратить на это все свободное время и нормально так и не позаниматься. Но те же 20 минут периодически стоит выделять на такие джемы.
И старайтесь не замыкаться на одном любимом стиле. Освоить на достойном уровне все возможные направления вряд ли получится, на это не хватит и всей жизни. Но попробуйте освоить хотя бы те, что ближе всего вашему стилю. Это поможет не застояться, не заскучать и разнообразить свой музыкальный словарь.
Квалифицированных частных педагогов сейчас много. Если позволяет английский язык — идите к зарубежным преподам, благо сейчас они стали доступны как никогда. Ходить к ним годами не обязательно: сформулируйте вопросы, пройдите серию уроков, чтобы на них ответить, и продолжайте заниматься дальше самостоятельно. Пока не возникнут другие вопросы, на которые без педагога не ответить.
Если занимаетесь по нотам и учебникам — не распыляйтесь. Лучше пройти условный Stick Control или, скажем, басовую школу Патитуччи от начала до конца, чем брать по одному упражнению из каждого пособия и не продвинуться дальше десятой страницы.
А основную массу времени, пожалуй, стоит проводить в контакте с записями — снимайте песни на слух и делайте транскрипции.
И не забывайте о лайвах. Во-первых, хороший концерт быстрее всего лишний раз напомнит, чего ради вы когда-то взяли инструмент в руки. А во-вторых, многое для своей игры можно почерпнуть наблюдая за музыкантами в деле. Почему у барабанщика такая расстановка голосов и такая посадка? Как глушит струны гитарист? Как вокалист или духовик берет дыхание? Как они пользуются своим ригом и как ведут себя на сцене?
Многие на первый взгляд неочевидные вещи можно узнать, просто внимательно посмотрев хороший концерт.
Подытожим, коротко и по пунктам: