Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Итак, ваш творческий проект начал расти, и пришла пора использовать в нем голос: записывать лид-партию или бэки, речитатив, озвучку текста, думать, как транслировать голос на живой площадке.
Чтобы подобрать для этого микрофон, придется научиться ориентироваться в сотнях моделей. Для этого нужно усвоить, какие микрофоны бывают, и на какие характеристики обращать внимание.
Как только вы сформируете такую систему координат, то начнете понимать, что купить под свою задачу.
Для записи голоса используют три основных типа микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные.
Динамические микрофоны. В основе лежит конструкция из диафрагмы, соединенной с металлической катушкой внутри магнитного поля. Звуковые волны вызывают колебания диафрагмы, а она воздействует на катушку, которая генерирует электрический сигнал.
Такие микрофоны выдерживают высокие уровни звукового давления, имеют меньшую чувствительность, чем другие виды, и более устойчивы к механическим повреждениям. Как правило, их используют для записи громких источников звука или сильного голоса, и их чаще можно встретить на концертах.
Динамические микрофоны отличаются универсальностью, невысокой ценой и простотой в использовании — им не нужно питание.
А для увеличения уровня громкости можно использовать специальные компактные предусилители-активаторы, например Cloudlifter CL-1.
Конденсаторные микрофоны. Благодаря высокой чувствительности и широкому динамическому диапазону это самый частый инструмент записи на студии. С его помощью улавливаются тонкие нюансы записываемого аудиосигнала.
Внутри корпуса находится тонкая подвижная диафрагма, которая расположена близко к неподвижной пластине. Пластина и диафрагма подсоединены к источнику питания. Так между ними образуется заряд. Когда мембрана вибрирует от звуковых колебаний, меняется расстояние от нее до пластины. Так появляется электрический сигнал, который затем нужно дополнительно усилить.
Как правило, конденсаторные микрофоны выполнены на ламповой или транзисторной схеме и оборудованы активной электроникой, поэтому им требуется фантомное питание (обычно +48 В). Варьируется и размер диафрагмы: конденсаторный микрофон может быть с большой, средней и маленькой диафрагмой.
Корпус микрофонов с большой диафрагмой (более 3/4”) сам по себе больше. Такие микрофоны подходят для любой студийной записи.
Микрофоны с маленькой диафрагмой (меньше 5/8″) обладают самой большой чувствительностью, особенно в верхнем регистре, и в основном используются для записи инструментов, например, акустической гитары или тарелок.
Микрофоны со средней диафрагмой (от 5/8″ до 3/4″) — компромиссное решение.
С одной стороны, они тоже достаточно чувствительные к верхним частотам, с другой — дают теплый и насыщенный звук, почти как микрофоны с большой диафрагмой.
Ленточные микрофоны. Используются в студийной записи вокала и инструментов, обладают очень теплым и натуральным звуком. Ленточные микрофоны работают по схожей с динамическими схеме, но вместо диафрагмы установлена тонкая металлическая лента, расположенная в магнитном поле. Колебания ленты от звуковых волн создают электрический ток. Конструкция таких микрофонов очень хрупкая, и их можно повредить даже сильным потоком воздуха. Поэтому для полевой записи или трекинга барабанов такие микрофоны не подойдут, но смогут передать тонкие нюансы голоса и придадут ему специфический винтажный окрас.
Отдельно принято выделять еще два вида микрофонов: USB- и беспроводные микрофоны.
USB-микрофоны — за исключением динамических моделей в духе RODE Podcaster и Shure MV7, это конденсаторные микрофоны со встроенным предусилителем и аналого-цифровым преобразователем. USB-микрофоны подключаются к компьютеру или мобильному устройству и записывают звук без дополнительного оборудования.
Это удобно и недорого, но нужно быть готовыми к тому, что встроенные усилитель и цифро-аналоговый преобразователь будут самыми дешевыми. И если задачу записать подкаст или стрим такой микрофон выполнит, то для качественной студийной записи профессионального вокалиста устройства не хватит.
Беспроводные микрофоны или радиосистемы — концертное решение.
Система состоит из микрофона, в корпус которого встроен передатчик, и отдельной станции-приемника, которая принимает беспроводной сигнал и передает его уже через провод в микшер и на колонки. Конструкция нужна для того, чтобы позволить свободно перемещаться по сцене.
Диаграмма направленности — это паттерн, внутри которого звук улавливается микрофоном. Это одна из главных характеристик, потому что именно от нее зависит, какие возможны варианты расположения инструмента при записи.
По направленности микрофоны делятся на три типа:
Кардиоидные микрофоны в студийной работе встречаются чаще всего. Их направленность с фронтальной фокусировкой (в форме сердца) позволяет записывать звуки перед микрофоном, отсекая нежелательные окружающие помехи. Их часто используют в живых выступлениях, на студиях звукозаписи и в домашних студиях.
Суперкардиоидные имеют более узкую фронтальную зону записи сигнала, чем кардиоидные, а также небольшую чувствительную зону с тыльной стороны.
Гиперкардиоидные — микрофоны с более узкой направленностью, чем у суперкардиоидных и большой зоной чувствительности с противоположной стороны. Частный случай гиперкардиоидного микрофона — shotgun mic или микрофон-пушка. Направленность здесь еще уже, и такой микрофон нужен для специфических задач — например, на киносъемках или при записи хора. Узкая направленность позволяет отсечь лишние окружающие шумы и поставить микрофон достаточно далеко, чтобы записываемый сигнал не пострадал от эффекта приближения.
Двунаправленные (восьмерка) записывают звук с двух сторон. Такая направленность подходит для записи двух источников одновременно, например дуэта вокалистов или двух инструментов. Такая диаграмма направленности не так популярна, как другие, обычно используется в ленточных микрофонах, в микрофонах с большой диафрагмой, либо встречается в микрофонах с переключаемой направленностью.
Всенаправленные (omni) улавливают звук со всех сторон одинаково. Такой вариант подойдет для записи в помещениях с очень хорошей акустикой, где звук комнаты также важен, как основной записываемый сигнал. Но фоновый шум и фидбек отсечь здесь не получится.
Чувствительность выражается в звуковом давлении, оказываемом на диафрагму микрофона.
При измерении используют стандартный тон на 1 кГц с уровнем звукового давления 94 дБ SPL (1 Паскаль). Выходной сигнал измеряется либо в мВ (милливольтах), либо в дБВ (децибелах относительно 1 В).
Чем выше это значение мВ, тем выше чувствительность микрофона. Но в дБ характеристика чувствительности является отрицательным числом, а это означает, что микрофон с рейтингом чувствительности -40 дБ более чувствителен, чем -55 дБ, а -55 дБ более чувствителен, чем -60 дБ.
Конденсаторные микрофоны обычно более чувствительны, чем динамические. Микрофоны с высокой чувствительностью нужны для записи сигнала с низким уровнем звукового давления, например при озвучке или записи вокальной партии.
Микрофоны с низкой чувствительностью подходят для записи гитарных кабинетов, барабанов или громких вокальных партий.
Частотная характеристика микрофона определяет диапазон звука, который воспроизводит микрофон, а также то, как выходной сигнал изменяется в этом диапазоне.
Она указывается в виде диаграммы, где частотный диапазон и баланс этих частот. Например, если нам необходимо сгладить слишком звонкий вокал, то можно подобрать микрофон с менее выраженной характеристикой верхних частот. Или наоборот, микрофон с повышенными частотами в верхнем регистре поможет сделать голос более ярким.
Микрофонам с активными схемами, например конденсаторным, требуется фантомное питание.
Фантомное питание — это положительное напряжение от 12 до 48 вольт постоянного тока, которое подается на второй и третий контакты XLR-кабеля, которым подключается микрофон.
Большинство аудиоинтерфейсов, микрофонных предусилителей и студийных микшерных пультов имеют возможность подачи фантомного питания. Если такой функции нет, можно приобрести отдельный источник фантомного питания или предусилитель с подачей +48 В.
Динамическим микрофонам питание не требуется.
Так обозначается фоновый сигнал, который микрофон производит сам, даже если источник звука молчит.
Собственный шум измеряется в дБ-А (А-взвешивание - метод имитации человеческого восприятия). Более бюджетные микрофоны, как правило имеют более высокий уровень шума.
Характеристика важна тем, что чем более микрофон шумный, тем больше вы ограничены в том, как его расположить. Его придется ставить как можно ближе к источнику сигнала, чтобы сигнал не искажался фоновым шумом.
Помните, что шум может появиться не только от самого микрофона, но и другого оборудования: предусилителя, аудиоинтерфейса и даже кабеля.
SPL — это уровень, при котором коэффициент гармонических искажений (THD) не переходит заданного значения, то есть громкость, которую может снимать микрофон без заметных искажений.
Обычно пороговое значение гармонических искажений равно 0,5%, но некоторые производители измеряют его на уровне 1%, что увеличивает значение максимального звукового давления.
Динамическим диапазоном микрофона является диапазон между самым тихим и самым громким уровнем, который он может записывать. Динамический диапазон микрофона в значительной степени связан с его чувствительностью.
С динамическим диапазоном связан параметр хедрума (headroom). Это термин, обозначающий запас по уровню сигнала, который позволяет превышать номинальный и передавать сигнал без искажений.
Superlux E205UMKII Black. USB-микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности и ровной частотной характеристикой. Подключение по USB прямо к компьютеру не требует дополнительного оборудования и драйверов. Есть выход на наушники с регулятором громкости. Подходит в качестве первого микрофона для записи подкастов, вокала и инструментов.
Tascam TM-80. Конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности и малой диафрагмой 18 мм. Несмотря на невысокую стоимость, модель отличается низким уровнем шума и искажений и подходит для записи вокала в домашних и полупрофессиональных студиях.
Mackie EM-91C. Доступный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и кардиоидной направленностью. Для записи вокала и инструментов в проектных и домашних студиях.
Shure SM58. Один из самых популярных вокальных микрофонов для живых выступлений. Модель вышла в 1966 году и до сих пор не потеряла актуальности. Стоит недорого и выдержит любой концерт. А, скажем, RHCP записали половину музыкального материала для альбома Blood Sugar Sex Magic именно на него.
Samson C01U PRO. Популярная модель среди начинающих музыкантов. Отличное соотношение сигнал / шум и суперкардиоидная направленность. Samson C01U PRO подключается по USB. Для мониторинга есть выход на наушники.
SZ-Audio Vocal System B. Вокальная радиосистема обеспечивает высокое качество звука, стабильную и надежную передачу сигнала на фиксированной частоте по доступной цене. Питается от батареек АА — до 15 часов непрерывной работы.
AKG Perception Wms45 Vocal Set. Надежная и качественная радиосистема с возможностью настройки усиления и шумоподавления. Кардиоидная направленность и специальная конструкция микрофона обеспечивают защиту от проникновения посторонних звуков.
Sennheiser XSW 1-835-A. Универсальная беспроводная система с динамическим микрофоном кардиоидной направленности. Плавный подъем АЧХ на 3-5 кГц увеличивает присутствие вокала, пик до 12 кГц придает дополнительную яркость. У приемника очень простой интерфейс.
Shure BLX24E/PG58. Вокальная беспроводная система с высоким качеством и надежностью передачи звука благодаря встроенной функции разнесения антенн. Микрофон PG58 с кардиоидной диаграммой оптимизирован для вокала и речи и отличается минимальным фоновым шумом.
Audio-Technica AT2020. Недорогой универсальный конденсаторный микрофон. Хорошо сбалансированный звук как на голосе, так и на акустической гитаре. Несмотря на отсутствие дополнительных функций, например переключаемой диаграммы направленности или фильтра нижних частот, подойдет для домашних и проектных студий.
RODE NT-USB. Надежный кардиоидный USB-микрофон. Отличается чистым и прозрачным звуком и очень низким уровнем собственного шума. Продуманный дизайн с выходом на наушники, регуляторами усиления и громкости, и комплектом фирменных аксессуаров (стойка и поп-фильтр). Хорошая покупка для начинающих.
MXL V67G. Конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности и большой диафрагмой (32 мм). Широкий диапазон с богатыми и теплыми средними частотами позволяют прекрасно справляться с записью вокала. Серьезное решение по приемлемой цене для небольших студий.
Blue Yeti Blackout. Простой в использовании и популярный среди подкастеров, также хорошо подходит для записи вокала и инструментов в домашних студиях. Микрофон подключается по USB и не требует дополнительного оборудования. Переключаемая диаграмма направленности делает его универсальной моделью для записи разных аудиосигналов.
sE Electronics X1 S. Высокий уровень максимального звукового давления позволяет записывать более громкие источники звука: агрессивный вокал и инструменты. Отличное соотношение цены и качества, превосходное качество сборки.
Октава МК-319. Качественный и надежный конденсаторный микрофон от известного российского производителя. Большая диафрагма, широкий частотный диапазон, чистое и прозрачное звучание делают его достойным вариантом для профессиональных студий звукозаписи.
RODE NT2-A. Конденсаторный микрофон с капсюлем с двойной диафрагмой модели HF1 и широким набором встроенных функций. Переключаемые диаграммы направленности и фильтры высоких частот делают его универсальным решением для записи большинства инструментов и вокала разных типов. Поставляемые в комплекте кабель и антивибрационное крепление с поп-фильтром упрощают установку и подключение.
Audio-Technica AT2035. Отличается четким и детализированным звучанием с высоким уровнем максимального звукового давления до 148 дБ, а также фильтром среза нижних частот на 80 Гц. Прекрасное сочетание качественной конструкции, мягкого и естественного звучания за скромную цену.
sE Electronics sE 2200. Конденсаторный микрофон с большой диафрагмой, основанный на дискретных компонентах класса A. Отличается высокой чувствительностью. Широкий динамический диапазон позволяет записывать и тихий вокал, и ударные инструменты.
Neumann TLM 102. Конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Плавные низкие частоты в сочетании со сбалансированным средним и чистым верхним регистрами создают приятное звучание, которое подходит как для вокала, так и для акустических гитар, а также записи сигнала с кабинета для электрогитары.