Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Ленточные микрофоны: основы

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

22 апреля 2020

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Ленточные микрофоны: основы

Когда для студии начинают покупать микрофоны, речь обычно идет о динамических или конденсаторных девайсах. Про ленточные микрофоны обычно вспоминают, когда делают описания старых студий. Но это отнюдь не устаревший формат динамических микрофонов, а специфический инструмент, который лучше всего подходит под определенные задачи.

Содержание

Принцип работы

Работает он так: есть магнит, между двумя полюсами которого расположена тонкая металлическая полоска. Ленточный элемент реагирует на изменения в скорости движения воздушных частиц. Сигнал создается, когда лента вибрирует в магнитном поле.

Напряжение на выходе получается меньше, чем у других типов микрофонов. Звук характеризуется теплотой и большой детализованностью, а также очень точной передачей динамических оттенков и сигнала, который занимает широкую полосу частот. Для ленточных микрофонов, особенно старых моделей, характерен спад в ВЧ-регистре. Еще одна особенность ленточных микрофонов — диаграмма направленности. Если в современных моделях встречается переключатель диаграммы, более винтажные модели за счет конструкции всегда двунаправленные.

Какие задачи решают ленточные микрофоны

Ленточные микрофоны больше всего любят те, кто хочет добиться от записи теплоты, присущей аналоговым записям. Мейнстримовые записи последних двух-трех десятилетий, за счет техники трекинга, оборудования и обработки, дают совершенно другую звуковую картинку. Поэтому в аранжировках «под старину» и некоторых жанрах, которые перерабатывают корневую музыку (например, Fantastic Negrito), ленточные микрофоны покажут себя как нельзя лучше.

Ленточными микрофонами можно обойти некоторую «искусственность» цифровой записи. За счет мягкого спада по верхам можно записать такую картинку, которая обычно ассоциируется с аналоговым звучанием.

Что записывать ленточным микрофоном

Что записывать ленточным микрофоном

Ленточные микрофоны особенно хороши при записи следующих вещей:

Электрогитара

Здесь особенность ленточных микрофонов в том, как они записывают верхние частоты «разогнанного» усилителя.

Чтобы получить саунд, в котором будет присутствовать и винтажная теплота, и современный пробивной саунд, некоторые инженеры пользуются комбинацией ленточного и динамического микрофонов.

Барабаны

Головная боль любого звукорежиссера — оверхеды. Сигнал легко может получиться грубым и бьющим по ушам, особенно если студийное помещение не очень хорошо подготовлено, или барабанщик не очень хорошо управляется с динамикой.

Один из способов управиться с атакой и оставить мягкий верх тарелок — использовать ленточные микрофоны.

Во время стереозаписи также преимуществом будет двунаправленная диаграмма или «восьмерка».

Комната

Чтобы добавить реалистичности звуковой картинке, может потребоваться отдельный микрофон (или стереопара) для снятия комнаты.

Но тут стоит трезво оценить помещение. Если оно плохо подготовлено для записи, результат может разочаровать. С другой стороны, если основная проблема — чрезмерная яркость, ленточный микрофон поможет ее нивелировать, смягчить отражения и сделать звук более естественным.

Многие ленточные микрофоны хороши для съема транзиентного сигнала, например короткой атаки малого барабана или томов.

Медные духовые инструменты

Духовики прорезаются сквозь микс без всяких усилителей. Но тут важно правильно расположить микрофон, потому что иначе записанная духовая пачка зазвучит назойливо и и грубо.

Ленточные микрофоны изначально менее чувствительны, чем конденсаторные и динамические, поэтому в некоторых случаях могут выдержать очень высокий уровень звукового давления, записав сигнал неискаженным. Ленточные микрофоны на записи тромбона и трубы отлично передают среднюю часть регистра.

Вокал

С середины 60-х трекинг вокала прочно заняли конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой, поэтому лента обычно для таких целей не используется. Но если есть цель добиться особого, необычного саунда, стоит поэкспериментировать с ленточными микрофонами.

Предупреждение: применять микрофон нужно с осторожностью. Хотя ленточные микрофоны выдерживают серьезное звуковое давление, вы рискуете столкнуться с тем, что в микрофон пройдет звук воздушного потока. Рекомендуется поставить два и более поп-фильтра, чтобы нивелировать взрывные согласные, которые назойливо пролезают на запись.

Рекомендуем

Хотя ленточные микрофоны — не Shure SM57, который можно использовать всегда и везде, они лучше всех решат художественную задачу по передаче винтажного звука и подойдут для аккуратной записи инструментов с сильным и выпирающим верхним регистром.

Учтите, ленточный микрофон — не самое дешевое удовольствие, поэтому лучше купить один после того, как основной парк микрофонов собран. И любят их не за нейтральную картинку, а за характер и окраску звука. От себя порекомендуем обратить внимание на следующие микрофоны в качестве отправной точки:

MXL R144

MXL R144

MXL R144 – редкий случай доступного ленточного микрофона. Ширина АЧХ равна 20 Гц - 17 кГц, с явными пиками в районе 300 Гц и 6 кГц. Поскольку чувствительность микрофона довольно низкая, вам понадобится хороший микрофонный предусилитель.

Диаграмма стандартная — «восьмерка». Уровень звукового давления, с которым справляется микрофон, составляет 130 дБ, поэтому микрофон отлично подойдет для работы с гитарным стеком или в качестве оверхеда. 

Если вы не пишете баритона-крунера, для лид-вокала лучше подобрать другой микрофон. При этом R144 подойдет для того, чтобы расположить бэк-вокал слегка позади основной вокальной дорожки. 

Микрофон подходит для мягкого съема скрипок и срезает свистящий тон, характерный для некоторых гитарных усилителей. Чтобы получить сигнал, максимально похожий на звук инструмента в комнате, потребуется слегка срезать низы и поднять верхнюю середину.

MXL R77

MXL R77

R77 обладает широкой рабочей полосой частот — 20 Гц - 18 кГц, а уровень звукового давления составляет 135 дБ при 1 кГц.

Микрофон хорошо откликается на эквализацию и не требует сильно прибавлять гейн на предусилителе. Как и прошлая модель, этот микрофон подойдет для укладки бэк-вокала позади основной дорожки, а также для записи лид-вокала в рамках винтажной аранжировки.

При записи электрогитары верхний регистр также значительно смягчен, при этом атака не теряется. Для более-менее традиционных жанров микрофон подойдет отлично, но вряд ли пригодится на метал-сессии или для современного поп-материала.

Rode NTR

Rode NTR

NTR – это довольно универсальное решение для ленточного микрофона. полоса рабочих частот составляет 20 Гц - 20 кГц, при этом в районе 15 кГц наблюдается небольшой подъем, что скорее типично для конденсаторных микрофонов. Верхний регистр не кажется нарочито выведенным. NTR справляется со звуковым давлением до 130 дБ

Помимо, универсальности и проработанного ВЧ-спектра, микрофон отличается высоким качеством сборки.

Audio-Technica AT4080

Audio-Technica AT4080

С AT4080 производителям удалось преодолеть два однозначных недостатка ленточных микрофонов — низкий уровень выходного сигнала (за счет активной схемы) и общая хрупкость конструкции. 

Уровень звукового давления, с которым может справляться AT4080, составляет целых 150 дБ, а полоса частот равна 20 Гц - 18 кГц при выходном сопротивлении 100 Ом. АЧХ довольно ровная вплоть до 15 кГц, но нижний регистр не задушен и хорошо читается. Хотя уровень собственного шума в 22 дБ довольно высокий, для ленточного микрофона показатель очень приличный, и может легко превзойти большинство комбинаций из пассивного ленточного микрофона и студийного предусилителя. Помимо вариантов использования, типичных для ленточных устройств, AT4080 отлично записывает акустическую бас-гитару или контрабас.



Популярные статьи