Анонс
AI и сэмплы: от генерации до перен ...
Обзор самых актуальных сервисов ...
Читать подробнееСодержание:
Восьмидесятые — это время нью-вейва, хауса и техно, эпоха первых музыкальных телеканалов и период, по которому ностальгируют больше всего.
Если в семидесятые панк-революция показала способ войти в музыку любому желающему, то в следующем десятилетии появилось то, что подкрепило это желание материальной базой — доступными электронными инструментами с новым саундом.
Если во время расцвета рок-музыки синты использовали для экспериментов или как замену фортепиано, то теперь они точно вышли на передний план и стали определять звучание самой разной музыки.
Один из таких инструментов — это Yamaha DX7. Наряду с Roland TB303 и Yamaha CS-80, эта модель сделала звук 80-х таким, какой он есть. Даже спустя 40 лет синтвейв-продюсеры пользуются пресетами этого синтезатора в своих треках, пытаясь создать ностальгический вайб.
Отличная от аналоговых моделей структура управления и особенный холодный металлический звук стали визитной карточкой DX7, а за время производства с 1983 по 1989 годы было продано около 200 000 экземпляров.
Что такое FM-синтез? Это когда звук производится комбинацией волн разной частоты и амплитуды. Волны взаимно влияют друг на друга, и в итоге саунд-дизайнер получает богатый и сложный тембр, например как здесь.
Эта технология — труд композитора и сотрудника Стэнфордского университета Джона Чоунинга (John Chowning). Хотя она и была известна еще с 60-х годов, но понять ее перспективы для массовых инструментов до Yamaha не смог ни один производитель. В итоге именно эта компания купила патент на FM-синтез, который принадлежал ей до 1995 года.
Первый коммерческий синтезатор компании, на котором обкатывались принципы FM-синтеза, стал GS1 (1980). Как это обычно бывает с первыми попытками, получился большой и дорогой инструмент, не обладающей достаточной гибкостью настройки.
Поработав еще, инженеры представили инструмент-прототип Yamaha CSDX, из которого и выросла линейка DX.
Синтезатор обладал практически полным наборов функций DX: 6 источников звука, переключаемые алгоритмы, ЖК-дисплей, схожие элементы управления. А взвешенная клавиатура с полифоническим послекасанием — это прямое заимствование у аналогового флагмана CS-80.
Спустя три года под руководством проектировщика Ясухиро Кира начинается выпуск первых синтезаторов серии DX. В серию вошли сразу три модели: DX7, DX1 и DX9.
Они покрывали весь диапазон цен и функционала:
В 1985 году Yamaha выпустили еще три модели с четырьмя осцилляторами на замену DX9:
В том же году вышла упрощенная бюджетная версия DX1 — Yamaha DX5.
Но среди всех моделей DX7 оставалась самой успешной, что и привело к выпуску новых версий:
Главное нововведение — 16-битный ЦАП, который снизил уровень шума выходного сигнала. Среди прочих улучшений — увеличенная память, больше LFO и более удобные кнопки.
Для начала необходимо определиться со специальной терминологией FM-синтеза:
У DX7 было шесть операторов. У синтезатора нет фильтров, и важную роль в формировании тона играют огибающие. Каждый оператор оснащен генератором огибающей, который работает с двумя параметрами (Rate и Level) для каждого из четырех этапов прохождения сигнала. Rate определяет скорость перехода от одного этапа к другому, а Level — громкость перехода. Такая нестандартная структура позволяет создавать сложные огибающие, где FM-тон меняется с течением времени, что не было доступно у аналоговых синтезаторов. А LFO здесь используется для модуляции высоты тона или громкости, для создания эффекта вибрато или тремоло.
Полноразмерная клавиатура с послекасанием, 16-нотная полифония, возможность подключения контроллера дыхания, память на 32 патча и MIDI-интерфейс делали DX7 одним из лучших синтезаторов для лайвов.
При проектировании DX7 команда инженеров изначально стремились к тому, чтобы инструмент выделялся среди конкурентов, в том числе и интерфейсом.
DX7 можно услышать во многих хитах 80-90-хх годов. Ни один из пресетов синтезатора не звучит похоже на акустический инструментов, но видимо эта характерность и обеспечила ему популярность. Многие использовали готовые звуки и не заботились о саунд-дизайне — и все равно получалось отлично.
Самый яркий пример — кинокомпозитор Анджело Бадаламенти, который использовал пресет E.Piano 1 для записи основной темы к саундтреку Twin Peaks. Позже этот пресет станет одним из основных клише в жанре синтвейв.
Тот же пресет E.Piano 1 можно услышать в песне Whitney Houston - Saving All My Love for You.
А в одном из самых популярных треков a-ha - Take On Me бас-партия была создана при помощи стандартного пресета E.Bass 1.
DX7 пришелся по вкусу не только поп-артистам. Так, например, синтезатор по достоинству оценил создатель эмбиента Брайан Ино. На своем альбоме Apollo: Atmospheres And Soundtracks он широко использовал DX7. Здесь уже можно услышать креативный подход — Ино делал все тембры сам, не пользуясь пресетами.
И напоследок — несколько виртуальных инструментов, которые помогут понять, что значит синтез звука на DX7. Качество звука достойное, их можно свободно применять в настоящем продакшене (кроме последнего примера — это браузерная демонстрация):
Современное видение FM-синтеза от Korg. Как и DX7, синтезатор Opsix оснащен шестью операторами, каждый из которых имеет настраиваемый фильтр. Количество алгоритмов расширено до 40. Полифония 46-голосная. Также Opsix оснащен секцией эффектов и 16-шаговым полифоническим секвенсором с функцией Motion.
Шведская компания по-своему переосмыслила FM-синтез. В основе Digitone четыре оператора с восемью алгоритмами, которых вполне достаточно для создания классических FM-пресетов. Но кроме этого инструмент оборудован и субтрактивным движком. Осцилляторы могут плавно насыщать исходную форму волны гармониками, возможна обработка мультирежимным фильтром, а сам фильтр и громкость управляются ADSR-огибающей. Digitone — мультитембральный синтезатор с четырьмя отдельно настраиваемыми каналами, поэтому в нем можно создавать полноценные треки. Шаговый секвенсор с функцией Parameter Locks позволяет создавать без особых сложностей ритмические и перкуссионные партии. А поддержка софта Overbrige обеспечивает полную интеграцию с любой DAW.
Компактный FM-синтезатор на восемь голосов. Каждый голос формируется при помощи двух FM-осцилляторов и WAV-семпла. Затем сигнал обрабатывается двумя фильтрами и двумя огибающими, резонатором и генератором транзиентов. Доступна секция из трех дополнительных эффектов. К остальном сетапу nanobox подключается по MIDI.
Model:Cycles — еще один FM-синтезатор от Elektron. Это грувбокс для создания ритмических партий. Работает с шестью FM-голосами, которые в этой схеме именуются Machines (Kick, Snare, Perc, Metal, Tone и Chord). Инструмент шестиканальный. Удобный 64-шаговый секвенсор позволяет быстро набивать продолжительные ритмические паттерны.
FM-синтезатор с четырьмя операторами. Восьмиголосной полифонии вполне достаточно для создания насыщенных звуковых текстур. Инструмент отличается широкой линейкой встроенных эффектов: реверб, дисторшн, хорус, фленджер, фейзер и дилей.