Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееВ 1978 году компания Sequential Circuits выпустила один из самых успешных программируемых полифонических синтезаторов Prophet 5, конструкция которого стала образцом многих производителей.
Казалось бы, смысла быстро дополнять линейку еще одним инструментом нет. Но спустя три года, в феврале 1981-го компания выпускает значительно более скромный монофонический синтезатор на основе старшей модели.
Причинами этому были:
Внешне Pro One очень напоминал Prophet 5: схожие параметры управления, колеса высоты тона и модуляции, деревянные боковые панели. О цене говорил только пластиковый корпус.
Внутри находился тракт одного голоса Prophet 5. Возможностей тракта хватало, чтобы составить конкуренцию даже Minimoog и синтезировать отличные басы, мелодические линии и сложные звуковые эффекты.
Как и практически у всех аналоговых монофонических синтезаторов того времени, архитектура Pro One основана на субтрактивном синтезе.
В основе синтезатора находятся два аналоговых осциллятора. Оба воспроизводят пилообразные и прямоугольные/импульсные волны с изменяемой шириной импульса от прямоугольной (50%) до почти неслышимого импульса (при 100%). Осциллятор B дополнен треугольной волной, которой обычно пользуются для усиления басов.
У обоих осцилляторов независимые переключатели диапазона и ручки точной настройки частоты.
Главная особенность — возможность включения разных форм осциллятора вместе, что позволяет получить интересные составные формы, почти как у wavetable-синтезаторов.
Осцилляторы могут быть синхронизированы, а в режиме LO FREQ осциллятор B работает как дополнительный LFO (при отключении от от управляющего напряжения клавиатуры) или сабосциллятор — так патч дополнительно можно насытить биениями или низкочастотной компонентой, соответственно.
Уровень сигнала осцилляторов перед подачей на фильтр настраивается в трехканальном аудиомикшере. В третьем канале добавляется источник белого шума или внешний аудиосигнал, подключенный к дополнительному входу на задней панели. Внешний вход также служит регулятором порогового уровня гейта, что позволяет внешним звукам запускать генераторы огибающей.
Микшированный сигнал подается на низкочастотный резонансный фильтр 24 дБ/окт. Фильтр Pro One отличается чистым и четким звуком без лишней едкости. Управление стандартное, как везде: частота среза, резонанс (но с возможностью включить автоколебание), трекинг клавиатуры и управление огибающей.
У низкочастотного осциллятора есть пилообразная, треугольная и прямоугольная формы волны с частотой колебания 0,1 - 30 Гц. Так же, как и у осцилляторов, разные формы волн можно включать одновременно и создавать сложный составной сигнал.
Генераторы огибающей ADSR направлены к фильтру и VCA. Также огибающую фильтра можно направить к высоте тона осцилляторов или ширине импульса. Время атаки, спада и затухания при минимальных настройках имеет очень короткое значение. Эта особенность позволяет создавать короткие звуки и генерировать с нуля ударные и stab-подобные звуки.
Завершающий этап звукового тракта с очень малым уровнем собственных шумов. Благодаря этому Pro One ценили за чистый и приятный звук без искажений.
Арпеджиатор работает в двух режимах: up и up/down, а скорость определяется параметром LFO/Clock. Сыграв аккорд, арпеджиатор можно зафиксировать, переместив переключатель Play/Record секвенсора в положение Record. Секвенсор вмещает 40 нот одинаковой длины и разделен на два банка: Sequence 1 и Sequence 2.
На задней панели Pro One находятся входы и выходы CV и Gate (протокола MIDI на момент создания синтезатора еще не существовало, Pro One — это тот самый настоящий винтаж), которые позволяют запускать секвенсор/арпеджиатор, проигрывать ноты, а также управлять фильтром.
Трехоктавная клавиатура была слабым местом конструкции. Использовались серебряные J-wire контакты, которые со временем теряли чувствительность. В остальном — обычная клавиатура синтезаторного типа.
Самая примечательная часть Pro One. Конечно, она не давала таких возможностей, какими обладают модульные системы, но значительно превосходила возможности портативных синтезаторов своего времени.
Три источника модуляции включают LFO, отдельную огибающую фильтра и осциллятор B, которые можно направить на частоту /ширину импульса обоих осцилляторов и частоту среза фильтра. Каждый модулятор можно направить к точке назначения напрямую или через колесо модуляции, а у каждого источника модуляции есть своя ручка для регулировки степени воздействия.
Pro One занял почетное место среди самых популярных синтезаторов всех времен благодаря своей простоте, удобному интерфейсу, универсальности, цене и, конечно же, потрясающему звуку. За время выпуска модели с 1981 по 1984 годы произведено 10000 экземпляров.
Среди самых известных любителей инструмента — Винс Кларк, бывший участник Depeche Mode и основатель Yazoo. Музыкант использовал Pro One на альбоме Yazoo Upstairs At Eric’s. Послушайте хит Don’t Go, который иллюстрирует звук Pro One.
Как всегда, Behringer дали оригинальной схеме вторую жизнь с помощью своего клона. Но и у других компаний есть свои синты, которые вполне могут сравниться с оригиналом либо во всех аспектах, либо частично.
Доступная реплика оригинала, но уже с MIDI- и USB-разъемами. В остальном – точное следование изначальной схеме.
Не вполне аналог Pro One, но те же патчи на нем можно повторить без проблем. Главное здесь — фильтры, взятые у Prophet 6, три осциллятора, удобное меню и назначаемые хоткеи. Доступен wavetable-синтез. Инструмент саунд-дизайнера.
Отличная машина, которая заберет на себя синтез фактур и атмосфер. Состоит из двух VCO, универсального мультирежимного фильтра, пружинного реверба и обширной матрицы модуляции. Встроенный конвертер MIDI-to-CV позволяет интегрировать инструмент в любой сетап.
Машина для лидов и басов. Функция Microtuning, на поверхности похожая на точную подстройку осцилляторов у Pro One, открывает возможность пользоваться собственными ладами и альтернативными строями, которые не укладываются в равномерную темперацию.
Обратите внимание и на эмуляции — что у Arturia, что у U-HE получились довольно точные копии оригинальных машин. В плагине Arturia доступен и Prophet 5, и Pro One.