Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееПрименительно к электронной музыке и инструментам, Франция не так на слуху, как Америка или Великобритания.
Тем временем, вклад в индустрию они привнесли значительный: оборудование от Arturia и Focal, фестивали Nuits Sonores и PEW, а также артисты — от Cerrone и Лорана Гарнье до Daft Punk и M83.
В мире винтажных синтезаторов французы тоже успели отметиться: сегодня мы расскажем о редком инструменте RSF Kobol, также известном как «французский Minimoog». И хотя на первый взгляд это типичный аналоговый синт, в нем есть особый характер, который сделал его важной частью сетапов Жана-Мишеля Жарра, Питера Габриэля, Винса Кларка, Вангелиса, Ханса Циммера, Бона Харриса (Nitzer Ebb) и многих других.
Компанию RSF основали во второй половине 70-х годов братья Рубен и Серж Фернандесы (название компании происходит от инициалов имен и фамилии ее основателей). У Рубена было образование в сфере компьютерных технологий, Серж окончил факультет электротехники. Импульс для основания компании и создания первых инструментов дали знакомства с краутрок-композитором Клаусом Шульце и французским гитаристом Verto. В 1976 году компания представила модульные синтезаторы Modular Série 11 (Modular Model 11) с монофонической архитектурой и традиционными элементами управления. Всего было произведено около 20 таких систем.
В 1978 году был выпущен первый компактный монофонический клавишный синтезатор под названием Kobol. Он был значительно меньше системы Modular Série 11, а в основе синтезатора была заложена классическая схема субтрактивного синтеза с традиционными элементами управления. Поэтому его часто сравнивают с Minimoog. Но у Kobol было несколько уникальных функций: плавное изменение формы волны осциллятора, отдельный LFO (напомним, что у Minimoog в роли LFO выступал VCO 3), секвенсор и память патчей, что для 1978 года было передовым решением.
Схему Kobol решили также использовать в виде модулей. В 1979 году вышло четыре отдельных рэковых прибора:
Изолированный звуковой движок Kobol, без клавиатуры, но с патч-матрицей. Состоял из секции осцилляторов, фильтра, усилителей, огибающих и LFO. Гибкость коммутации сильно превосходила клавишную модель Kobol — практически у каждого параметра был CV-вход (1.3).
Дополнительные модули обработки сигнала: LFO, VCA, кольцевая модуляция, S&H, повторитель огибающий, огибающая ADSR, процессор напряжения, задержка гейта и даже микшер на три канала, совместимый с аудиосигналами или управляющим напряжением.
Схема секвенсора и память для патчей.
Микшер на восемь каналов в моно, усилитель и шина посыла эффектов.
Конструкция Kobol и плавный морфинг волноформ открыли огромные возможности для синтеза. Несмотря на развитие полифонических синтезаторов, Kobol нашли применение топовые артисты и композиторы. В их числе Жан-Мишель Жарр, Ханс Циммер, Винс Кларк, Вангелис, Питер Гэбриэл, Depeche Mode и Nitzer Ebb.
Коммерческого успеха не дали достигнуть малые производственные мощности RSF.
C 1978 по 1982 годы произвели всего около 200 синтезаторов Kobol. В продажах рэковых устройств ситуация была немного лучше, но отличалась не сильно: было продано около 800 Expander I, 200 Expander II, 200 Programmer и несколько KM-8 Mixer.
Схема Kobol выполнена в лучших традициях субтрактивного синтеза. Звук формируют два стабильных VCO с изменяемой формой волны: треугольной, пилообразной и импульсной с широтно-импульсной модуляцией.
Уникальная особенность инструмента в том, что форма волны переключается плавно, из одной в другую. Уже спустя годы, в цифровом синтезе это стали называть морфингом.
Такая функция дала Kobol преимущество в виде уникальной палитры волноформ и звукового разнообразия. Кроме того, VCO1 можно было отдельно отключить от источника модуляции, а ручка Beat позволяла расстроить осцилляторы между собой — создать биение.
Минусом синта можно считать отсутствие генератора шума, так как это несколько ограничивало создание шумовых секвенций и некоторых перкуссионных звуков. При этом в рэковой версии Expander генератор шума был.
На следующем этапе сигнал поступает на резонансный низкочастотный фильтр 24 дБ/окт и затем на VCA. По своим характеристикам фильтр достаточно близок по звучанию к лестничной конструкции Moog, отличается музыкальным характером и обеспечивает стабильную работу.
Как и Minimoog, Kobol оснащен двумя быстрыми огибающими ADS для фильтра и VCA. За модуляцию отвечает один LFO с треугольной или импульсной формами волны. Он управляет частотами VCO и частотой среза фильтра, причем с возможностью отдельной настройки.
Сбоку от клавиатуры расположены регулятор Glide и ручка для управления фильтром помощью колеса модуляции.
В дополнение к аналоговому тракту в конструкции Kobol есть цифровой элемент: 16 ячеек памяти и 16-шаговый секвенсор (двойной, 8 шагов). Для 1978 года это было передовой технологией: подобную схему, например, внедрили в первый программируемый полифонический синтезатор Sequential Circuits Prophet-5.
Единственные параметры, которые не сохраняются в патчах — Glide, VCO Mod и VCF Mod. Секвенсор синхронизировался с внутренним LFO или с внешним тактовым сигналом.
Все разъемы расположены на передней панели с правой стороны, что представляет практичное и удобное решение. Помимо линейного выхода и внешнего входа, на панели также расположены выход усилителя, управление VCO и VCF, вход и выход гейт, выход клавиатуры и вход для внешнего тактового сигнала.
Все инструменты собирались вручную и отличались исключительно высоким качеством. Стреловидный дизайн ручек показывал пользователю положение параметров.
Короткий период производства и небольшое количество выпущенных инструментов не адил модели стать массовой. Но все же Kobol стал неотъемлемой частью в арсенале многих артистов и музыкальных групп. Его можно услышать в альбомах Питера Гэбриэля и Жана-Мишеля Жарра, который использовал его в работах Les Chants Magnétiques и Les Concerts en Chine.
Винс Кларк времен Depeche Mode также часто использовал его на сцене, так как Kobol позволял ему быстро менять патчи во время выступлений. А немецкий техно-продюсер Thomas P Heckmann даже выпустил пластинку с названием Kobol, в создании которой он использовал этот синтезатор и драм-машину Roland TR-909.
Плавный морфинг форм сигналов, возможность программирования, встроенный секвенсор и богатый тембр сделали Kobol выдающимся инструментом. Больше всего синт раскрывался с жирных и мощных басах, ярких лид-партиях и в синтезе перкуссии.
Сегодня он крайне редко встречается в продаже на вторичном рынке, а его стоимость может достигать нескольких десятков тысяч долларов.
Точная копия рэковой модели RSF Kobol Expander от Behringer. Схема работает на двух VCO. Сохранена и функция плавного изменения волноформ. В тракте находятся четырехполюсный фильтр нижних частот, одиночный LFO, две огибающие ADS, генератор шума и процессор напряжения. Все параметры выведены на разъемы 3,5 мм для внешнего управления системами Eurorack. Для интеграции с DAW и студийной техникой Kobol Expander оснащен MIDI- и USB-портами.
Аналоговый монофонический синтезатор от Roland и американской компании Studio Electronics. SE-02 основан на классической субтрактивной архитектуре в стиле Minimoog. Внутри находятся три осциллятора с шестью формами сигнала, низкочастотный фильтр с усилением, две ADS-огибающие и LFO со множеством волновых форм и рандомайзером. Особенность модели — секция XMOD, которая позволяет выйти за пределы стандартных звуков.
Копия известного Sequential Pro One 1981 года — прямого конкурента Kobol. Оснащен двумя осцилляторами на чипах Curtic 3340 и фильтром НЧ на чипе Curtic 3340, которые использовались в оригинальной модели. Секция модуляции позволяет создавать широкое разнообразие звуков. В модель встроен секвенсор и арпеджиатор.
Ставший современной классикой аналоговый синтезатор от греческой компании Dreadbox. Классическая архитектура с двумя осцилляторами, фирменным фильтром Dreadbox 12 дБ/окт, огибающими VCA и фильтра. Звуковой тракт завершает эффект лоу-фай эхо, а патч-матрица позволяет получать необычные результаты и интегрировать Erebus Re в системы Eurorack.