Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Одна из первых программируемых драм-машин, Roland TR-808 опередила время и пережила коммерческий провал, за которым последовал невероятный взлет популярности и сумасшедший спрос со стороны продюсеров.
Звук TR-808 стал эталоном в электронных грувах, основой электро, хип-хопа и хаус-музыки, и оставил след во всей индустрии с 80-х годов и до нашего времени.
На момент создания TR-808 у компании Roland был большой опыт в создании драм-машин. Основатель компании Икутаро Какехаши работал в этой сфере с 60-х годов, а его первая компания Ace Tone стояла у истоков транзисторных перкуссионных машин (подробнее об этом здесь).
Первой драм-машиной Roland стала транзисторная модель TR-77, которая воспроизводила только предустановленные ритмы с вариациями. Музыкант мог ограниченно управлять динамикой голосов — регулировалась громкость бочки, малого барабана и тарелок.
Следом в 1978 году наладили выпуск модели CR-78, знакомой многим и сегодня. CR-78 стала первой машиной с микропроцессором, который позволял создавать, хранить и воспроизводить запрограммированные пользователем паттерны. Эта машина была способна только на довольно безжизненные партии, но многие артисты успешно нашли ей применение. Пример — Фил Коллинз и его In The Air Tonight.
Том Йорк и Джонни Гринвуд пару десятилетий спустя тоже строили аранжировки вокруг CR-78.
К 80-м годам уже был четко сформулирован запрос на звучание, близкое к реальным акустическим барабанам. Фаворитом в этом стал Роджер Линн c его Linn LM-1, работавшей на семплах. Главным препятствием этой модели была стоимость — около 5000$, порядка 18 000$ за инструмент на нынешние деньги.
Команда разработчиков Roland во главе с инженером Тадао Кикумото приняла решение разработать инструмент со схемами аналогового синтеза, где каждый голос фактически представлял бы собой отдельный синтезатор. Определенные компромиссы при проектировании позволили сохранить компактную схему и простой интерфейс, а цену удалось удержать на уровне 1000$.
Несмотря на большой опыт, высокую квалификацию и энтузиазм команды разработчиков, получить звучание реальных инструментов при помощи аналоговых технологий конца 70-х было просто невозможно. По сравнению с саундом драм-машин Linn, TR-808 был далек от акустических ударных.
Драм-машина производилась всего два года с 1980 по 1982. За это время произвели около 12 000 устройств, и о коммерческом успехе в этот период говорить не приходилось.
В том же 1982 вышла LinnDrum, которая была дешевле предыдущей модели LM-1 и выигрывала у Roland в натуральности звучания.
Можно было бы сказать, что история TR-808 заслуживает целого фильма, но его уже сняли в 2015 году.
Казалось бы, перед нами готовая история провала. Но сыграл элемент неожиданности — музыканты творчески подошли к саунду, который давала 808-я. Инструмент не звучал как настоящие барабаны, и именно эту особенность начали использовать в аранжировках люди, которые стояли у истоков уличной электронной музыки и не стремившиеся сделать свои барабаны похожими на привычные акустические инструменты. Уже через несколько лет после того, как драм-машину сняли с производства, молодые музыканты начали скупать ненужные модели на вторичном рынке и экспериментировать со звуком. Так, во второй половине 80-х появились стили электрофанк, хип-хоп, хаус, техно, майами-бейс. В основе всех этих танцевальных стилей была драм-машина TR-808.
Многие знаковые артисты заметили потенциал инструмента еще в самом начале его истории.
Впервые TR-808 использовала японская электропоп-команда Yellow Magic Orchestra. Артисты получили инструмент еще до официального выхода в 1980 году. Как рассказывал в одном из интервью проектировщик Roland Тадао Кикумото, для него было большой неожиданностью услышать знакомое звучание по радио в программе живого концерта группы в Токио.
А первый мировой хит с использованием этой машины — это Sexual Healing от соул-легенды Марвина Гея, вышедший в 1982 году. Вся барабанная партия записана на 808-й.
Но в полной мере TR-808 показала свой потенциал уже с появлением новой волны электронной музыки. Ее нарочито неестественное звучание воспринималось музыкантами из субкультур того времени как нечто свежее и характерное — вместе с доступной ценой оно обеспечило TR-808 место во всевозможных актуальных релизах того времени.
Энтузиазм молодых музыкантов и диджеев 80-х открыл множество стилей: Electro, Hip-Hop, House, Techno, каждый со своими разновидностями. Общим элементом всего стилевого разнообразия стала TR-808.
На этом история TR-808 не заканчивается, а продолжается и сегодня. В современной музыке повсеместно можно встретить знакомый звук 808-й. В более свежих стилях, например трэпе или новой волне R&B, TR-808 — необходимый элемент. Канье Уэст посвятил целый альбом под названием 808s & Heartbreak классическому инструменту.
Многие производители музыкального оборудования создают клоны или собственные интерпретации оригинала. А сама компания Roland продолжает развивать собственную классику в новых устройствах, используя современные технологии (TR-08, TR-8S, T-8).
Что сделало TR-808 актуальной и уникальной?
Драм-машина создана на аналоговых схемах с использованием транзисторов, что придавало особую теплоту и органику звучанию. Но кроме этого был еще ряд особенностей, которые выделяли инструмент и впоследствии повлияли на характер новых музыкальных стилей.
Главная особенность TR-808 — мощная пробивная бочка с большим количеством низких частот. Такой звук получается за счет того, что в огибающую сигнала было решено добавить параметр Decay (спад или затухание), большое время которого и создает бочке особенный характер. Команда разработчиков и не ожидала, что звук получится настолько пробивным, так как во время разработки в лабораториях использовались дешевые устройства воспроизведения и никто из сотрудников не мог ни услышать, ни понять эффекта низкочастотной составляющей звука бочки. Впоследствии именно она и привлекла внимание хип-хоп продюсеров.
Еще одной визитной карточкой TR-808 стал интерфейс программирования под названием TR-REC, который сегодня является стандартом индустрии. Ряд из 16 кнопок и переключателей позволял легко программировать и сохранять пользователю собственные ритмы.
Не самой очевидной, но очень важной особенностью 808, формирующей характер звучания, были транзисторы. Но не просто транзисторы, а «не соответствующие спецификации», проще говоря, бракованные. Roland специально закупали их, так как именно они позволяли формировать характерный шипящий звук 808-й. Есть даже легенда о том, что именно отсутствие этого компонента и привело к остановке производства TR-808— так как развитие технологий позволило снизить количество брака при производстве транзисторов. Пускай это и интернет-фольклор, но подобные легенды всегда добавляют инструменту ценности.
Roland использовали аббревиатуру TR еще до появления 808-й драм-машины: первая модель называлась TR-77. Несмотря на то, что цифровые технологии уже начинали приходить в индустрию, основным компонентом оставались транзисторы. А TR это как раз сокращение от Transistor Rhythm.
Но почему 808? Идея поставить 0 посередине, чтобы отличать новую серию от предыдущих моделей, принадлежала руководителю компании Икутаро Какехаши. А внутри самой команды серия получила название Mid-O. Все инструменты этой серии стали классикой: TR-808, 606, 909, TB-303, MC-202 и SH-101.
TR-808 использует аналоговый синтез для создания звука и микропроцессор для программирования. Всего доступно 16 голосов: бочка, малый барабан, низкий (по высоте), средний и высокий томы, низкая, средняя и высокая конги, римшот, клаве, клэп, маракасы, ковбелл, тарелки, открытый и закрытый хай-хэты. На каждый шаг секвенсора можно назначить акцент.
Все звуки, кроме римшота, клаве, клэпа, маракасов, ковбелла и закрытого хэта можно редактировать, например менять параметры тона и затухания. У всех голосов индивидуальные регуляторы громкости и отдельные выходы. Для взаимодействия с другим оборудованием предусмотрены три триггерных выхода, которые были связаны с ковбеллом, клэпом и акцентированием, а также вход/выход DIN Sync от Roland (стандарта MIDI тогда еще не существовало).
Для программирования был доступен 16-шаговый секвенсор со светодиодной индикацией. Темп менялся при помощи большой ручки Tempo. Секвенсор позволял программировать 32 паттерна, а максимальная длина трека составляла 768 тактов. Переключение вариации A/B позволяло объединить два ритма по 16 шагов каждый. Ноты можно было вводить пошагово или в режиме реального времени.
Этот подход к вводу партий понятный и простой, поэтому Roland используют его в своих инструментах даже сегодня.
Копия классической драм-машины от компании Roland в форм-факторе серии Boutique. Фирменная технология эмуляции аналоговой схемы ACB (Analog Circuit Behavior) позволила воссоздать все нюансы классического звучания инструмента. В тракт добавили компрессор, регулировку панорамы и гейна у каждого голоса. В машину встроен динамик, USB-разъем и слот для батареек — брать можно куда угодно.
Еще один представитель нового поколения драм-машин от компании Roland. За все нюансы аналоговой схемы отвечает фирменная технология Analog Circuit Behavior. Помимо классических звуков 808, драм-машина содержит тембры от TR-909, TR-606, TR-707 и TR-727 и оснащена эффектами. В машину можно залить и редактировать собственные звуки. С другим оборудованием работает по MIDI и триггер-выходам. Есть аудиоинтерфейс.
Точная копия культовой драм-машины с парой новых функций. Как и оригинал, RD-8 MKII работает с 16 звуками, под каждый голос выведен свой выход.
Секвенсор в стиле TR-REC расширен до 64 шагов работает с полиритмией и поддерживает функцию step repeat. Встроенные возможности обработки расширены функцией Wave Designer и мультирежимным фильтром 12 дБ/окт. Внешнее оборудование включаются через MIDI, USB, триггер-выходы и вход/выход Clock.
Помимо точных реплик, есть и несколько более оригинальных машин для тех же целей. Хоть они и отличаются звуком, но архитектура близка к TR-808.
Аналоговая драм-машина от французской компании Arturia. 10 голосов и блок FM-синтеза.
У каждого голоса настраиваются параметры, а бочка, малый барабан, хэт и FM-голос оснащены отдельными выходами. 64-шаговый секвенсор позволяет программировать звуки пошагово или в режиме реального времени, работает с полиритмами и рандомайзером. Память позволяет сохранять до 64 паттернов и 16 сонгов суммарно.
Компания Korg представила свое видение классических аналоговых драм- машин в серии Volca. Помимо шести аналоговых голосов (бочка, снейр, высокий и низкий томы, закрытый и открытый хэты Volca Beats оснащена четырьмя голосами на основе PCM-синтеза (клэп, клаве, агого, тарелка). Секвенсор на 16 шагов имеет возможность быстрого пошагового программирования при помощи сенсорной клавиатуры и оснащен функцией Motion Rec для автоматизации параметров. Volca Beats работает от батареек и оснащена динамиком.
Современный аналог классической драм-машины TR-606, которая в свое время была доступным преемником TR-808 и парой к TB-303. RD-6-SR полностью повторяет архитектуру и характер звучания оригинала, дополнена схемой перегруза, индивидуальными выходами для каждого голоса, а также MIDI- и USB-интерфейсами.