Анонс
Где и как найти качественные сэмпл ...
Дайджест по правильному поиску ...
Читать подробнееСодержание:
Roland TB-303 — один из самых культовых синтезаторов за всю историю индустрии.
Его выход не просто повлиял на развитие электронной музыки, а стал основой целого стиля Acid House, и долгие годы определял моду на басовый саунд. Уникальный звук, который воспроизводила эта миниатюрная серебристая коробка, заводил целые поколения слушателей, и сегодня остается актуальным и востребованным среди музыкантов и продюсеров.
Roland TB-303 разработал в 1981 году инженер компании Тадао Кикумото, который также отметился в разработке другой классики — TR-808 и 909. Разработку планировали выпускать как дополнение к драм-машине Roland TR-606, а готовый пак с единым дизайном стал бы универсальным решением для создания электронной ритм-секции. 303 проектировалась как синтезатор-замена бас-гитары. Поначалу некоторые артисты старались его так и использовать.
Но в то же время другие исполнители уже прощупывали новые возможности этого инструмента — например, Charanjit Singh в своем альбоме Synthesizing - Ten Ragas To A Disco Beat.
Кнопочная клавиатура на одну октаву и встроенный секвенсор были рассчитаны для программирования партий, а аккомпанемент можно было менять, переключая паттерны. Компактный размер и питание от батареек позволяли музыкантам не только пользоваться TB-303 в любом месте, но и без дополнительных проблем с транспортировкой и подключением пользоваться ей на концертах.
Но в мейнстриме инструмент популярен не стал. Убедительно звук бас-гитары он эмулировать не мог, да и и нюансов живой игры на нем передать было невозможно. А сам процесс программирования был достаточно трудоемким, чтобы мало у кого осталось желание разбираться в процессе. В итоге Roland произвела около 10 000 единиц и на этом прекратила выпуск серии. Но именно с этого на самом деле и началась история бас-синтезатора.
В середине 80-х, уже снятый с производства Roland TB-303, можно найти в ломбардах и в магазинах поддержанного музыкального оборудования за очень небольшие деньги — примерно около 100$, то есть порядка 280$ на сегодняшние деньги. Необычный синтезатор со свежим и нестандартным звучанием привлекает внимание молодых хип-хоп и хаус исполнителей.
Одними из таких молодых музыкантов были DJ Pierre, Spanky и Herb J. Позже их узнают как Phuture, команду, которая в 1987 году выпустит трек Acid Tracks, благодаря которому и появится название Acid House.
С этого момента фирменное звучание, созданное на TB-303 начинает экспансию среди саунд-продюсеров, покоряет танцполы и проникает на нелегальные английские рэйвы. Практически в каждом электронном стиле 90-х можно найти след TB-303 — от техно и IDM до электро.
Спустя десятилетия звучание Roland TB-303 остается одним из самых узнаваемых и актуальных в электронной музыке, а оригинальный инструмент остается предметом поиска на вторичном рынке. О статусе синта говорит не только бесчисленное количество до сих пор выходящих эйсид-треков, но и инструменты-клоны, которых продолжают выпускать и сегодня.
Секрет уникальности TB-303 заложен в простой архитектуре. Основная идея при разработке инструмента заключалась в возможности подражать конкретному музыкальному инструменту.
Даже по меркам своего времени у Roland TB-303 несложная компоновка: один осциллятор с пилообразной или прямоугольной формой волны и фильтр низких частот 24 дБ/окт с ручкой Resonance, управляемый огибающей.
Кнопочная клавиатура занимала только одну октаву и предназначалась для программирования секвенций. Запрограммированная последовательность нот позволяла свободно регулировать доступные параметры Tuning, Cut Off, Resonance, Env Mod, Decay и Accent. Память секвенсора на 7 треков по 64 паттерна каждый. Интересное звучание рождается, когда фильтр, резонанс, огибающая, акцент и слайд (портаменто) начинают взаимодействовать. При этом акцентирование не только увеличивало громкость ноты, но и влияло на поведение и остроту реагирования фильтра.
В 90-х годах кислотное эйсид-звучание пронизывает всю электронную музыку, а компактный синтезатор становится мастхэвом для любой студии, где пишут электронику. Низкая стоимость TB-303 после провала на рынке и колоссальный спрос после начала эйсид-лихорадки сделали свое дело — синтезатор стал дефицитным и очень востребованным. Почему-то Roland, видя спрос, отказалась возобновить производство: в одном из интервью, на вопрос «почему, видя потенциальный коммерческий успех, компания не возобновила производство TB-303?», Тадао Кикумото, уже старший управляющий директор компании, ответил, что Roland никогда не «гонялась за призраками», а деятельность компании всегда была направлена на развитие саунд-дизайна.
Совокупность этих факторов повлияла на то, что уже с 90-х годов стали появляться синтезаторы, способные заменить TB-303. Некоторые их них были очень близки как технически, так и внешне к оригиналу, некоторые — обладали собственными компоновочными решениями, но при этом сохраняли верность традиции:
Естественно, не обошлось и без плагинов, которые позволили начинающим музыкантам получить доступ к легендарному звуку:
Также стоит упомянуть еще об одной очень интересной и редкой версии TB-303 — Devil Fish. Это кастомное обновление оригинального инструмента стало доступно благодаря энтузиасту из Австралии Робину Уиттлу. Его команда не просто занималась ремонтом и восстановлением синтезаторов, но добавила в него дополнительные возможности и параметры, которые увеличивали гибкость настройки инструмента: в кастомном инструменте доступен трекинг нот фильтром, изменение длительности слайда, изменение времени атаки, настройка взаимодействия акцента и резонанса, а также эффект перегруза. Devil Fish Mod не просто расширял возможности, а предавал разнообразие и индивидуальность и без того нестандартному звуку TB.
Естественно, удачной разработкой энтузиастов спустя годы воспользовались корпорации — компания Behringer выпустила модель Behringer TD-3-MO, клон уже Devil fish.
Сегодня уже необязательно обыскивать аукционы и барахолки, чтобы приобрести ту самую заветную коробочку. На рынке можно найти не только близкие по звуку и архитектуре синтезаторы, но и довольно точные копий оригинала, при этом по скромной цене.
Так, например, самой заметной моделью на рынке стал клон TB-303 от компании Behringer. Сохранив аутентичную структуру оригинала, в том числе довольно сложный в управлении секвенсор, Behringer добавили MIDI- и USB-разъемы, также дисторшн.
А вот и клон схемы Devil Fish Mod. В дополнение к оригинальной схеме TB-303 добавили параметры для более гибкой настройки: управление слайдом, акцентом и атакой, а также патч-панель для взаимодействия с другими инструментами по CV.
Roland тоже не упустили возможность переосмыслить собственную классику и в 2016 году выпустили модель Roland TB-03, работающую на фирменной технологии ACB (Analog Circuit Behavior).
Как и оригинал, TB-03 работает от батареек и и обладает теми же параметрами управления. Но за счет MIDI-, USB- и CV-разъемов возможности ее гораздо шире — вы сможете встроить ее в модульный рэк и отправлять или принимать midi-сообщения. Плюс, в тракт встроены эффекты задержки и перегруза. А кому-то пригодится и возможность выводить аудио на комплектные динамики.
Korg сделали свою интерпретацию знаменитого басового синтезатора в рамках серии портативных устройств Volca. Nubass работает на ламповом осцилляторе (Vacuum Tube Oscillator) и классическом лестничном фильтре. От классического TB он отличается встроенным саб-осциллятором и LFO, который можно отправить на усиление, высоту тона или частоту среза фильтра.
Фирменные разработки тоже решили включить в схему — в инструменте есть функция motion sequence, которая позволяет записывать изменения параметров во времени и создавать естественно звучащие динамичные секвенции.