Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнее
Содержание:
Roland SH-101 — один из самых известных монофонических синтезаторов в истории электронной музыки.
Обладая скромными и ограниченными возможностями, он оказался обязательным элементом в сетапе самых разных артистов 90-х годов. Сегодня модель не менее популярна среди электронных музыкантов — рынок полнится клонами легендарной модели.
Вышедший в 1982 году SH-101 практически провалился в продаже из-за появления новой недорогой технологии FM-синтеза. Но менее чем через десять лет небольшой и недорогой синтезатор получил второе дыхание, став главным инструментом у музыкантов, создающих танцевальную электронную музыку: хаус, техно, электро, драм-н-бэйс, эмбиент и другие популярные направления того времени. За 40 лет SH-101 сильно повлиял на развитие электроники.
В начале 80-х годов одним из ведущих направлений компании Roland были компактные недорогие синтезаторы и драм-машины для начинающих музыкантов: в 1980-м году была представлена драм-машина TR-808, ставшая более доступной альтернативой Linn LM-1, а в 1981 г. компания выпустила миниатюрную драм-машину TR-606 и басовый синтезатор TB-303, который планировался как заменитель бас-гитариста.
В 1982 году компания дополнила линейку инструментов новым монофоническим синтезатором SH-101. Инструмент получился достаточно компактным, простым в использовании и запитывался от батареек. Roland позиционировали его как доступный синтезатор для новых современных стилей: глэм-рока и нью-вейва. Рекламный слоган SH-101 того времени гласил Takes you where you want to go, и сама реклама была рассчитана на молодых.
Несмотря на яркую рекламную компанию, удобную компоновку элементов управления, широкий набор функций, мощный звук и доступную цену всего в 495 долларов, продажи SH-101 не оправдали ожиданий компании. А вышедший в 1983 году FM-синтезатор Yamaha DX-7 окончательно переключил на себя все внимание музыкантов.
Но, как и TR-808 и TB-303, SH-101 получил вторую жизнь в 90-е годы, когда уже снятую с производства модель стали скупать с полок музыкальных комиссионок. Недорогой универсальный синтезатор полюбили музыканты электронных стилей: техно, электро, драм-н-бас, и даже эмбиент.
Широкие возможности и звуковая палитра позволяли SH-101 без проблем создавать басы, лиды, эффекты, арпеджио, ритмические и мелодические партии, а простой интерфейс позволил использовать инструмент даже неподготовленным музыкантам.
На первый взгляд, в Roland SH-101 нет ничего особенного. Это монофонический аналоговый синтезатор с типичной субтрактивной архитектурой. Но доступность, продуманная архитектура и функциональность обеспечили ему повсеместную популярность.
В основе SH-101 находится один осциллятор с импульсной (переменная квадратная волна) и треугольной формами волны, которые могут смешиваться между собой. Осциллятор дополняет саб-генератор (с переключением на одну или две октавы вниз) и генератор белого шума. VCO имеет переключатель диапазона 16’, 8’, 4’ и 2’. Работает осциллятор на знаменитом чипе Curtis CEM3340.
Далее сигнал проходит через фильтр нижних частот VCF и VCA. Фильтр имеет крутизну 24 дБ/окт и резонанс с возможностью самоосциляции. При этом доступны управление фильтром огибающей, модуляция LFO и отслеживание клавиатуры.
У VCA предусмотрено два режима работы: ADSR (где звук формируется огибающей) и Gate (где огибающая не влияет на VCA).
Огибающая — стандартная ADSR с переключаемыми режимами работы Gate+Trig/Gate/LFO. Универсальный LFO может одновременно модулировать несколько параметров: VCO, ширину импульса и VCF. Саб-генератор работает с четырьмя формами: синусоидальная, прямоугольная, случайная и шум с рабочим диапазоном от 0,1 - 30 Гц.
Вместо колеса модуляции в стиле Moog, инженеры Roland добавили в конструкцию бендер, который позволяет управлять высотой тона осциллятора, частотой среза фильтра и интенсивностью модуляции LFO. В виде дополнительной опции доступна подключаемая ручка MGS-1 с колесом управления высотой тона и кнопкой для модуляции. В комплекте с ручкой поставлялся ремень, что позволяло использовать SH-101, как клавитару-«расческу».
Важнейшая особенность модели — встроенные секвенсор и арпеджиатор. Очень простой и понятный секвенсор способен создавать последовательности из 100 шагов с добавлением пауз и легато.
Арпеджиатор воспроизводит восходящие, нисходящие и развернутые арпеджио. Скорость секвенсора и арпеджиатора регулируется параметром LFO/CLK RATE или внешним источником через вход EXT CLK IN. С MIDI синт не работал (стандарт в те годы еще не успели ввести в обиход), об оснащался входами и выходами CV/Gate.
Несмотря на простую структуру, SH-101 нашел свое место в сетапах очень многих артистов. Единичного осциллятора, широтно-импульсной модуляции и саб-осциллятора оказалось достаточно, чтобы создавать выразительные, плотные басы и лиды, а звуковая палитра оказалась достаточно широкой благодаря модуляции и встроенному арпеджиатору/секвенсору.
Для множества артистов этот инструмент стал «швейцарским ножом», который позволил создавать все необходимые звуки для треков. Даже сегодня, когда на рынке есть множество программных и аппаратных клонов, оригинальная модель SH-101 остается востребованной.
Хотя синтезатор не настолько на слуху, как TB-303 или TR-808, его вклад в электронную музыку едва ли меньше. Он присутствовал в треках разных электронных артистов 90-х: The Prodigy, Robert Hood, Orbital, Future Sound Of London, Aphex Twin, Boards of Canada, The Crystal Method, Plastikman, Nitzer Ebb, Mika Vainio, Autechre, The Chemical Brothers и многих других.
Позже некоторые артисты вместо SH-101 использовали младшую модель MC-202 с идентичной архитектурой, но более продвинутым секвенсором.
В 1986 году выпуск SH-101 прекратили, но даже сегодня многие компании, включая и Roland, продолжают выпускать железные клоны и программные эмуляции культовой модели.