Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееerid: 2VtzqvQobqx
Содержание:
Уже 45 лет таблично-волновой синтез — один из основных способов синтезировать звуки, не менее популярный и востребованный, чем субтрактивный или FM-синтез.
Появление этой технологии напрямую связано с немцами: компанией PPG и ее основателем — музыкантом и инженером Вольфгангом Палмом (Wolfgang Palm).
Серия синтезаторов PPG Wave 1981-1987 годов стала эталонным примером таблично-волновых синтезаторов и до сих пор остается одним из самых желанных инструментов для коллекционеров винтажных устройств.
Будущий отец таблично-волнового синтеза начал эксперименты со звуком еще в юности — с того, что сделал авторскую модификацию своего электрооргана Farfisa. В 60-70-е самым ходовым звуком электрооргана был Hammond.
Его саунд можно было услышать в самых разных треках, от песен из Top 40 до прогрессив-произведений.
Доработав схему Farfisa при помощи сделанных вручную фильтров низких частот, Палму удалось заставить инструмент звучать близко к желаемому Hammond. С этого эксперимента и начался переход Вольфганга от игры на клавишах к инженерии.
В 1974 году Палм создал первый собственный компактный синтезатор под названием Der Kleine — типичный субтрактивный синт с двумя VCO, микшером, фильтром, огибающей и VCA.
В середине 70-х Вольфганг знакомится с участниками группы Tangerine Dream, которые стали его идейными партнерами и значительно повлияли на его идеи будущих музыкальных инструментов.
Вторая модель Палма под названием Kompaktsynthesizer вышла в 1974 году. Устройство походило на очень популярный в то время Minimoog. Особенностью синта от Палма была система патч-кабелей, которые были установлены внутри устройства и вытягивались за счет специального пружинного механизма.
С этого эксперимента молодой инженер переключился на разработку модульных копий Moog (1.1), а затем — цифровых осцилляторов. В 1976 году выходит первая модель с DCO — PPG 1020 (1.2).
Следом за ней Палм создает PPG 1003 Sonic Carrier (1.3, 1.4): дуофонический синтезатор с программируемой патч-памятью и клавиатурой с цифровым управлением.
Разработка разнообразных осцилляторов подтолкнула Вольфганга Палма к своей главной идее — создать синтезатор с меняющимися формами волны. Так родился wavetable-синтез, а первой моделью, в которой использовалась новая технология, стал полифонический синтезатор PPG Wave Computer 360 (1.5), выпущенный в 1978 году.
Сердцем инструмента был 8-разрядный микропроцессор Motorola 6800, а основой звука выступали 30 волновых таблиц, каждая из которых содержала по 64 волны (1920 волноформ на осциллятор). Самым большим недостатком Wave Computer 360 было отсутствие фильтра: Палм считал, что подбор правильных волноформ может стать заменой фильтрации звука. Но как раз из-за отсутствия фильтра синтезатор отличался резким и грубым звуком, что отпугивало многих музыкантов.
Инженер быстро осознал ошибку и уже в 1981 году выпустил модель Wave 2 (1.6), которая положила начало знаменитой серии Blue Box. Во второй версии Wave уже отчетливо читается фирменный стиль синтезаторов PPG.
Помимо аналогового фильтра CEM3320, PPG Wave 2 получил третью огибающую, переработанное управление и 8-канальный секвенсор. Wave 2 стал первым в мире инструментом с цифровым исходным звуком и аналоговой обработкой.
В 1982 году появился синтезатор PPG Wave 2.2 (1.7, 1.8) c 16 осцилляторами (по два на голос) и фильтром SSM2044.
А в 1984 году вышел PPG Wave 2.3 с 12-битным разрешением волноформ (против 8-битных у предыдущих моделей), восьмичастной мультитембральностью и поддержкой MIDI.
PPG Wave 2.3 выпускалась вплоть до закрытия компании в 1987 году. Как это часто бывает со ставшими классикой инструментами, на момент выхода места в коммерческой музыке ему не нашлось.
Последним устройством компании стал Realizer (1.9), так и оставшийся прототипом. Realizer — попытка создать инструмент с возможностью эмуляции популярных синтезаторов. И это задолго до появления VST.
PPG Wave 2 объединял восемь тон-генераторов, каждый из которых состоял из 30 волновых таблиц с 64 волноформами в каждой. Звуковые волны имели разрешение 8 бит. Полифония составляла восемь голосов, что означало, что каждый голос использовал один осциллятор.
В последующих моделях (Wave 2.2 и Wave 2.3) количество осцилляторов увеличилось вдвое, что сделало выходной тембр богаче. Далее тембр формировали аналоговые фильтр 24 дБ на октаву (VCF) и усилитель (VCA).
Два генератора огибающей ADSR позволяют управлять фильтром НЧ, PWN (Partial Wave Numbers) и VCA (уровнем громкости) (2.1). Максимальное время атаки составляло 14 сек, а спада и затухания — 30 секунд.
LFO оснащен параметрами задержки, формы волны (плавное изменение через треугольную, пилообразную, обратную пилообразную и прямоугольную), интенсивности модуляции и скорости LFO. При переключении во второй режим настройки ручки огибающей 1 отвечают за параметры LFO, а огибающей 2 управляют параметрами огибающей 3.
Для создания композиций схема снабжалась 8-канальным секвенсором и арпеджиатором, в который можно было записывать до 10 фраз.
Управление аналоговыми функциями было доступно с помощью набора ручек на передней панели слева. (2.2, 2.3).
PPG Wave 2 оснащен полноразмерной клавиатурой с 61 клавишей и одним колесом модуляции. Память рассчитана для хранения до 200 патчей.
Несмотря на короткий период существования компании, с 1975 по 1987 годы, возглавляемая Палмом PPG (Palm Products GmbH) успела создать целый архетип синтезатора, а wavetable-синтезу она обеспечила место среди основных методов генерации звука.
Главным популяризатором и разработчиком wavetable-машин после закрытия PPG стал Вольфганг Дюрен — бывший деловой партнер Вольфганга Палма. Дюрен создал известную сегодня компанию Waldorf. И все инструменты фирмы — от дебютного MicroWave до современного Iridium, — используют компоновку PPG Wave.
Конечно, Waldorf — не единственная компания, которая использует таблично-волновой синтез в своих инструментах. Наработки Палма оказались интересными таким производителям, как Sequential, Ensoniq, Access Virus, ASM, Modal Electronics, Korg, Arturia, а также производителям модулей Noise Engineering, Erica Synths, Mutable Instruments, Industrial Music Electronics и ALM Busy Circuits.
Из последних моделей синтезаторов можно выделить 3rd Wave от Groove Synthesis (3.2). В инструменте явно прослеживается влияние классики — от внешнего вида до близкого характера звучания.
Любители виртуальных инструментов тоже могут найти интересные синты. Обратите внимание на Wave 3.V — этот инструмент делали совместно с Вольфгангом Палмом.
Синтезатор с восьмиголосной полифонией и 37 полноразмерными клавишами от FATAR. Каждый голос оснащен четырьмя осцилляторами, которые можно настраивать при помощи 180 волновых таблиц. Большой выбор фильтров и расширенная матрица модуляции позволяют получить широкую палитру звуков.
Универсальный цифровой синтезатор от Studiologic и Waldorf. Помимо 61-нотной полувзвешенной клавиатуры от FATAR, синтезатор получил движок с волновыми таблицами PPG. Sledge 2 обладает тремя осцилляторами с 24-голосной полифонией, функцией двухчастной мультитембральности, встроенными эффектами и памятью на 999 пресетов.
Полифонический цифровой синтезатор, объединяющий виртуальный аналоговый, таблично-волновой и синтез на основе семплов волновых форм. Blofeld — один из самых старых синтезаторов компании. Он отличается полифонией на 25 голосов, 16-частной мультитембральностью, тремя осцилляторами на голос, двумя мультирежимными фильтрами и программируемым арпеджиатором. Существует и настольная версия Waldorf Blofeld Desktop Shadow Edition.
Модуль таблично-волнового осциллятора для Eurorack-систем, который позволяет создавать собственные волновые формы и таблицы в реальном времени. Имеет частоту дискретизации 96 кГц, может вместить 64 волновых таблицы и 1024 формы волны. Управление происходит при помощи четырех ручек и одного ЖК-экрана. Набор встроенных эффектов позволяет получить новые неожиданные результаты, а входы CV придать динамики и оживить получаемые звуки.