Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Korg MS-20 — одно из самых узнаваемых устройств, созданных японской компанией.
Оригинальная модель выпускалась с 1978 по 1983 годы. Задуманный как недорогой и доступный синтезатор для начинающих, MS-20 не сразу получил признание среди музыкантов. Однако в 90-е годы его характерный агрессивный звук пришелся по вкусу новой волне электронщиков.
Korg MS-20 был одним из первых компактных аналоговых синтезаторов, который позволил сделать первые шаги в модульном синтезе по приемлемой цене (750 долларов). При этом он мог воспроизводить звуки и без предварительного патчинга.
Синтезатор обладал классической субтрактивной архитектурой с двумя аналоговыми VCO, генератором шума, двумя генераторами огибающей, генератором модуляции (LFO), двумя фильтрами HP и LP, двумя VCA-усилителями и функцией Sample & Hold. Это сделало инструмент идеальным для лидов и бас-партий. Широкие возможности патчинга и внешний процессор сигнала позволяли расширить выйти далеко за пределы стандартных звуков. А уникальная черта MS-20 — сдвоенный фильтр высоких и низких частот, который можно использовать в полосовом или режекторном режимах.
Примеров использования MS-20 в продакшене множество.
Так, например, французский электронный поп-дуэт Air использовали MS-20 для обработки вокала в треке Sexy Boy.
Еще один пример обработки вокала через MS-20 — трек Lovely Head от Goldfrapp.
Если брать пример в танцевальной музыке, там без Korg тоже не обошлось: один из популярных хитов Daft Punk – Da Funk и самый известный трек от Mr. Oizo – Flat Beat были написаны с использованием MS-20. О Mr. Oizo даже курсирует байка о том, что он специально прогонял через синтезатор до тех пор, пока до передней панели из-за перегрева было нельзя дотронуться — и только после этого артист решил, что звук получается подходящим для его задумки, и записал его.
Сам Aphex Twin часто использовал блок обработки сигнала, чтобы получать широкий спектр шумов и других текстурных звуков.
Плотный исходный сигнал и агрессивный кричащий звук после обработки фильтром обеспечил Korg MS-20 большую популярность в индастриале, EBM, электро и техно.
Культовую модель можно встретить в сетапах таких артистов как William Ørbit, Aphex Twin, Hardfloor, The Prodigy, Autechre, Vince Clarke, Apollo 440, Jimi Tenor, Coldcut, Front 242, Royksopp, Front Line Assembly, Squarepusher и Junkie XL.
В 1978 году компания Keio Electronic Lab, которая позже и стала Korg, представила серию MS. В нее вошли три синтезатора MS-10, MS-20 и MS-50, секвенсор SQ-10, вокодер VC-10, ножной контроллер MS-01, интерфейс MS-02, процессор сигналов MS-03 и педаль модуляции MS-04. Самым удачным инструментом в серии стал монофонический синтезатор с двумя осцилляторами MS-20 разработки инженера Фумио Миеда. В нем использовалась технология схем, созданная для более дорогой серии полифонических синтезаторов PS-3100. При разработке модели была использована концепция максимальной функциональности при минимальных затратах, чтобы инструмент был доступен студентам, но при этом мог использоваться для полноценного саунд-дизайна.
Новая модель синтезатора выделялась на фоне инструментов других производителей удобным расположением патч-панели, которая не мешала управлять параметрами, встроенным процессором сигнала и двойным фильтром верхних и нижних частот. Визитной карточкой синтезатора стал очень простой по своей конструкции резонансный фильтр собственной разработки Korg 35.
Инструмент работает по принципу субтрактивного синтеза. Тракт состоит из двух осцилляторов с переключаемыми формами волны и сменным диапазоном. Осциллятор 1 воспроизводил треугольную, пилообразную, импульсную (переменной ширины) форму и шум, а осциллятор 2 — пилообразную, прямоугольную, узкий импульс (25%) и кольцевую модуляцию. Затем оба осциллятора суммировались в секции микшера. Последовательно расположенные фильтр верхних частот 6 дБ/окт и фильтр нижних частот 12 дБ/окт оснащены параметрами частоты среза и резонанса (Peak).
Фильтры MS-20 сразу заметили за их особенное звучание. Как и в MS-10, изначально в MS-20 использовалась запатентованная Korg толстопленочная микросхема KORG-35. В более поздних версиях MS-20 фильтр переработали на основе операционного усилителя крутизны среза OTA LM13600. Тональная разница между двумя конструкциями фильтров заключалась в том, что оригинальный фильтр KORG-35 обладал определенным шипением, которое перегружало звук при высоких настройках резонанса. Именно это давало фильтру более кричащий эффект, похожий на педаль дисторшна. Обновленный фильтр срезал большую часть шумов и поэтому звучал менее агрессивно.
В 2000 году обнародовали информацию о схеме KORG-35 и оказалось, что топология фильтра относилась к одному из стандартных типов Sallen-Key. Более поздний фильтр на основе схемы OTA уже по своей схеме отличался довольно сильно. Хотя обе версии были похожи, это разные фильтры — основное различие проявлялось в расположении диодов, вызывающих искажения.
Генератор модуляции / LFO оснащен двумя элементами управления, которые отвечали за скорость и форму волны. Он оборудован двумя выходами (импульсный и наклонный). Импульсный выход доступен через патч-панель. Он однополярный (0 или +5 В) и подходит для запуска S&H или генераторов огибающей. Наклонный выход — биполярный (от -2,5 В до +2,5 В), также доступен через разъем на коммутационной панели, и может использоваться для модуляции частоты VCO и частоты среза одного или обоих VCF без патчинга.
Генераторов огибающей в схеме два. У первого регулируются параметры задержки (delay), атаки (attack) и затухания (release), у второго — удержания (hold), атаки (attack), спада (decay), сустейна (sustain) и затухания (release). Также синтезатор оснащен источником розового и белого шума, а также схемой S&H.
Внешний сигнальный процессор объединяет усилитель, фильтр, преобразователь частоты в напряжение, повторитель огибающей, выходы огибающей и триггер сигналов.
В январе 2013 года компания Korg анонсировала выпуск MS-20 mini. Копия была намного меньше оригинала, а разрабатывали инженеры оригинальной модели. MS-20 mini оборудована 1/8” разъемами на патч-панели, входом MIDI IN, а также интерфейсом USB MIDI.
В январе 2014 года Korg выпустили ограниченную серию полноразмерного MS-20 в виде комплекта для сборки. Как и в MS-20 Mini, в этой версии была возможность подключения по MIDI и USB.
В январе 2015 года синтезатор появился в виде сборного настольного модуля MS-20M Kit. Комплект продавали без клавиатуры, но с пошаговым секвенсором Korg SQ-1. Версия оснащалась автоколебательными фильтрами верхних и нижних частот с характерным искажением, переключателями для синхронизации VCO 1 – 2 / VCO 1 – 2 FM, переключателем между конструкциями фильтров Rev 1 и Rev 2, разъемом PWM IN для широтно-импульсной модуляции, разъемами MIDI IN и USB MIDI, поддерживала все спецификации CV/Gate (Hz/V и V/Oct, S-Trig и V-Trig), а также располагала коммутационным отсеком для интеграции с SQ-1.
А на волне тренда на выпуск реплик винтажной классики, в сентябре 2019 года компания Behringer анонсировала бюджетный клон MS-20 в виде настольного модуля без клавиатуры — K-2.
Сами Korg тоже решили не отставать и выпустили полноразмерное переиздание культового синтезатора под названием MS-20 FS. Лимитированная серия доступна в четырех цветах: белый, черный, синий и хаки.
Помимо переизданий и клонов настольных синтезаторов, многие компании по производству модульных систем начали выпускать схемы фильтров MS-20 в формате Eurorack. Из самых интересных отметим Befaco BF-22 Sallen Key Filter, Doepfer A-106-1, Intellijel Morgasmatron и Malekko Dual Borg.
Korg сами выпустили ремейк винтажной классики, поэтому искать MS-20 у коллекционеров и на барахолках не нужно.
Конкуренты Korg тоже не отстают — поэтому приведем несколько альтернативных вариантов, которые тоже могут воспроизводить характерные тембры, похожие на MS-20.
И конечно, не забываем о виртуальных инструментах — сейчас есть убедительно звучащие плагины, которые помогут составить впечатление о синтезаторе, а в некоторых случаях и его заменить.