Анонс
Где и как найти качественные сэмпл ...
Дайджест по правильному поиску ...
Читать подробнееСодержание:
К началу 80-х годов выпустить дорогой полифонический синтезатор было уже недостаточно.
Началась конкуренция за покупателя, и производители стали предлагать все больше разного функционала и фишек.
В 1981 году Korg представила свой флагман — полифонический синтезатор Polysix (о нем мы писали ранее). А в одной линейке с ним вышла модель с говорящим названием Mono/Poly, которая представляла собой не только более бюджетную альтернативу Polysix, но и в целом универсальный инструмент (1.1).
Для многих клавишников того времени полифонический синтезатор был желанным приобретением. При этом монофонические модели оставались лучшим решением для бас- и лид-звуков. Иметь несколько синтезаторов для разных задач могли себе позволить далеко не все артисты — тут и пригодился Mono/Poly.
Эта модель — парафонический аналоговый инструмент с возможностью переключения между режимами Poly и Mono. Он мог работать как монофонический синтезатор с четырьмя осцилляторами и как четырехголосный полифонический (парафонический) синтезатор.
Mono/Poly мог одновременно играть 4 голоса, но все они проходили через один фильтр и усилитель. Такая структура имела определенные ограничения в сравнении с настоящими полифониками. При этом как монофонический синтезатор он функционально опережал многих своих конкурентов, и был единственным монофоником с четырьмя VCO.
Конструкция и внешний вид Mono/Poly были почти теми же, что у старшей модели Polysix, с характерными боковыми панелями из темного деревянного шпона. По современным меркам Mono/Poly достаточно большой инструмент: при размерах 744 x 450 x 144 мм вес составляет 12 кг.
Korg Mono/Poly спроектирован на классической субтрактивной архитектуре, но при этом имеет ряд нетривиальных инженерных решений.
VCO. Голосовую основу составляют четыре управляемых напряжением осциллятора. Каждый VCO имеет параметры выбора формы волны (треугольная, пилообразная, импульсная и широтно-импульсная модуляция), выбора октавы (16', 8', 4', 2') и настройки уровня. За общую подстройку тональности в пределах +/- полутона отвечает параметр Master Tune. Но при этом VCO2, VCO3 и VCO4 имеют возможность индивидуальной настройки Tune относительно VCO1. Помимо четырех осцилляторов в формировании сигнала может участвовать генератор белого шума. Все четыре VCO имеют общие элементы управления настройки ширины импульс и интенсивности широтно-импульсной модуляции. Источником ШИМ могут быть огибающая фильтра VCF EG, MG1 или MG2 (В Mono/Poly и Polysix MG = LFO).
VCF и EG. На следующем этапе сигнал поступает на четырехполюсный фильтр нижних частот с настройкой частоты среза и резонанса. VCF имеет возможность отслеживания клавиатуры от 0 - 150% и модуляции огибающей с положительными или отрицательными значениями. Фильтр имеет уникальный и мощный характер с музыкальным и контролируемым резонансом. Два ADSR-генератора огибающей позволяют формировать работу фильтра и VCA.
LFO. Два отдельных генератора модуляции MG (или LFO) могут быть назначены на различные параметры. MG1 связан с колесом модуляции, имеет возможность выбора формы волны (треугольная, нисходящая и восходящая пилообразная, и квадратная), а также управления скоростью от 0,1 до 20 Гц.
Первый генератор модуляции может быть направлен на VCO1, высоту тона Pitch и фильтр. MG2 имеет только треугольную форму волны и ручку управления скоростью с диапазоном от 0,1 Гц до 30 Гц. Его основная задача — управление арпеджиатором.
MG1 и MG2 могут также использоваться для управления широтно-импульсной модуляцией. Дополнительно для управления модуляцией могут быть использованы два колеса слева от клавиатуры.
Arpeggiator. Встроенный арпеджиатор Mono/Poly обладает рядом интересных возможностей, которые зависят от режима назначения клавиш и позволяют выйти за рамки стандартного проигрывания последовательности нот.
Как и в Polysix, арпеджиатор имеет переключаемый диапазон (1 октава, 2 октавы или полный), выбор режима проигрывания (вверх, вниз или вверх/вниз) и функцию Latch, которая позволяет проигрывать последовательность нот из сыгранного аккорда после отпускания клавиатуры.
Темп арпеджио регулируется генератором модуляции MG2. Помимо игры арпеджио в унисон, в режиме Poly ноты проходят по очереди через все VCO, создавая удивительно разнообразные последовательности с различными высотами и тембрами. Каждый осциллятор может иметь при этом индивидуальные настройки форму волны, октавы и громкости.
Effects. Korg Mono/Poly оснащен секцией Effects — и это не стандартные эффекты, к которым мы привыкли сегодня. Секция эффектов Mono/Poly содержит синхронизацию осцилляторов и кросс-модуляцию, при этом можно выбрать один из двух эффектов или одновременно оба. Каждый эффект оснащен параметром интенсивности и может работать в режимах Single и Double. Фактически функцию, Effects можно рассматривать как возможность нажатием одной кнопки сменить текущий патч.
Задняя панель. На задней панели Mono/Poly расположено большое количество разъемов, которыми в начале 80-х годов могли похвастаться немногие синтезаторы. Помимо стандартных основного аудиовыхода и разъема для наушников, Mono/Poly оснащен гейт- и CV входами/выходами, входами модуляции VCO и VCF с диапазоном от -5V до +5V, а также входами триггера арпеджио и портаменто. Кстати в этой модели Korg уже использовали стандарт 1 В/окт, а не 1 Гц/окт, как ранее.
Началась конкуренция за покупателя, и производители стали предлагать все больше разного функционала и фишек.
Музыкантом устанавливается аккорд, который изменяется в зависимости от одной нажатой ноты.
Монофонический режим с возможностью настройки всех четырех осцилляторов. Очень мощный и массивный звук.
Осцилляторы распределяются между голосами, в зависимости от одновременного количества сыгранных нот. При нажатии одной клавиши воспроизводятся все четыре осциллятора, двух - по два осциллятора на голос, трех и четырех — по осциллятору на голос.
Позволяет одновременно воспроизводить до четырех голосов, за каждый голос отвечает один VCO.
И если с первыми тремя режимами все более-менее понятно, то о режиме Poly стоит немного рассказать подробнее. Несмотря на то, что в оригинальной инструкции Korg называют свой синтезатор полифоническим (каким он и был в определенной степени, так как позволял одновременно играть четыре ноты), но если быть точным, то его стоит называть парафоническим.
Основное отличие парафонических синтезаторов от полифонических в том, что они имеют общую архитектуру голоса. То есть вы можете сыграть несколько нот, но он все будут проходить через один общий фильтр, усилитель и огибающие. Отсюда вытекают и ограничения подобной схемы: при запуске последующих нот они будут проходит усилитель и фильтр с завершенным циклом огибающих, либо будут перезапускать триггер огибающей заново, при этом на раннее сыгранной ноте огибающие также будет перезапускаться.
Korg предусмотрели в своей конструкции оба варианта такого поведения и даже добавили функцию Auto Dump, которая позволяла заглушать отпущенные ноты.
При отключенной функции Auto Dump, когда был сыгран аккорд и какая-либо из нот отпускалась, она все равно продолжала играть, пока все ноты не были отпущены.
Также ранее мы уже сказали о том, что в режиме Poly за каждый голос отвечает отдельный осциллятор, который можно настроить индивидуально. И это тоже можно считать уникальной особенностью Mono/Poly. В одном аккорде вы можете услышать сочетание сразу нескольких тембров — и это уже в 1981 году.
Широкие возможности Korg Mono/Poly сделали его реально универсальным инструментом. Благодаря доступной цене модель стала хорошим решением для тех, кто только начинает свой музыкальный путь. Многие профессионалы скептически относились к Mono/Poly, так как он не был полифоником и в определенной степени ограничивал самовыражение музыканта при игре на нем. Так, например, Винс Кларк в обзоре Mono/Poly от 1982 года отметил, что синтезатор не имеет собственных отличительных звуков и вряд ли его можно будет узнать, слушая пластинку на которой он звучит. Тем не менее Mono/Poly засветился в студиях многих артистов: 808 State, Chemical Brothers, Jean Michel Jarre, Hardfloor, Orb, Chromeo, Apparat, Legowelt и многих других.
В треке MGMT — Electric Feel лид-звук, похожий на флейту, записан именно на Korg Mono/Poly.
В треке MGMT — Electric Feel лид-звук, похожий на флейту, записан именно на Korg Mono/Poly.