Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Культовый синтезатор ARP 2600 до сих пор остается одним из самых известных электронных инструментов в истории.
Выпущенный в 1971 году, он стал визитной карточкой компании и выпускался до самого закрытия ARP.
Его стабильные и точные осцилляторы в паре с мощным фильтром, схожим по конструкции со знаменитым лестничным фильтром Moog, поражали свои звучанием и слушателей и самих музыкантов, а полумодульная конструкция давала делать с исходной звуковой волной что угодно.
Несмотря на небольшое количество выпущенных оригинальных экземпляров, ARP 2600 вошел почти во все музыкальные жанры и кино. Среди музыкантов, которые по достоинству оценили инструмент, были Vince Clarke, Stevie Wonder, Underworld, Orbital, Nine Inch Nails, Chemical Brothers, Rick Wakeman, Pete Townsend, Edgar Winter, и даже легенда фьюжна Joe Zawinul.
Несмотря на полумодульную конструкцию и подмодули, в основе ARP 2600 был монофонический тракт с классическим субтрактивным синтезом — его архитектура была схожа с Minimoog. ARP 2600 был оснащен тремя осцилляторами, каждый из которых мог работать в режиме аудио и LFO. Осциллятор 1 имел пилообразную и квадратную формы волны, осциллятор 2 - пилообразную, квадратную, треугольную, пульс и синусоидальную, а осциллятор 3 - пилообразную, квадратную и пульс.
Четырехполюсный фильтр низких частот был схожей конструкции с лестничным фильтром Moog, но после 1976 года был заменен на оригинальную конструкцию.
Также сигнальный тракт включал две огибающие ADSR и AR, повторитель огибающей, генератор шума (низкочастотный, розовый или белый), дополнительный LFO (с клавиатурой 3620), два VCA (стереовыход), блок кольцевой модуляции, Sample & Hold, процессор напряжения и инвертор, мультипликаторы, предусилитель, встроенный эффект пружинной реверберации и стереодинамики.
ARP Instruments Inc была основана в США в 1969 году тремя инженерами Аланом Робертом Перлманом, Дэвидом Френдом и Льюисом Г. Поллоком. Название ARP происходило от инициалов Перлмана (полное имя — Alan Robert Pearlman).
К концу 60-х синтезаторы представляли собой громоздкие модульные системы, которые чаще использовали в исследовательских, чем в музыкальных целях. Но уже в 1970 году выходит первый транспортабельный синтезатор Minimoog, а только образованная ARP выпускает первый синтезатор ARP 2500. Одна из основных проблем, над которой компания ARP работала особенно тщательно — стабильность осцилляторов. В то время этот технологический недостаток был проблемой практически всех производителей. Осцилляторы, сохраняющие точную настройку, матрица для беспроводного соединения модулей и дополнительные секции обработки позволили компании с самого начала существования выбить себе место среди конкурентов. А уже через год после выхода первого синтезатора, компания выпускает вторую модель, которая и станет классикой. ARP 2600 будет выпускаться почти до самого закрытия компании в 1981 году.
ARP 2600 — одновременно транспортабельный, относительно простой в использовании и стабильный в работе синт, и именно эти качества сделали его популярным.
Полумодульная компоновка помогла сделать интерфейс наглядным, а подмодули повторителя огибающей, кольцевого модулятора, генератора шума, LFO с функцией S&H, встроенного пружинного реверба и преампа со стереодинамиками — позволили делать сложные и интересные патчи самого разного характера.
При этом наглядность не противоречила гибкости. Свобода коммутации тракта позволяла экспериментировать со звуком практически как угодно.
Вместе эти особенности и качества обеспечили модели популярность среди музыкантов в джаз-роке, педагогов, которые брались за обучение основам синтеза и природе звука, и композиторов для кино. Например, ARP 2600 использовали для фильмов «Чужой», «Апокалипсис сегодня» и оригинальной трилогии «Звездные войны» (звуки R2D2).
За свою почти десятилетнюю историю ARP 2600 пережил несколько обновлений.
Первая серия инструментов ARP 2600 Blue Marvin с синей фронтальной панелью стала настоящим эксклюзивом — оригинальных машин было выпущено всего 25 экземпляров. Несмотря на великолепное звучание, синтезатор еще не отличался надежностью из-за использовавшихся в конструкции чипов.
В середине того же года выпустили и следующую модель ARP 2600C Grey Meanie с новой клавиатурой (3604C), но той же электроникой. На этот раз изготовлено было около 35 инструментов.
А в конце 1971 года вышла серия ARP 2600P с современным корпусом. Серия делится на четыре версии:
Следующая серия моделей, выпущенная после 1975 года, получила название ARP 2601. Первые версии внешне были идентичны 2600P. Основные улучшения коснулись разъемов и слайдеров. Основные изменения наблюдались уже во второй версии. ARP 2601 v2.0 получил новый дизайн лицевой панели в черно-оранжевых тонах, а фильтр модели 4012 на 4072.
Фильтр 4012 использовался до 1976 года, в его основе стояла конструкция знаменитого лестничного фильтра Moog. Но судебные разбирательства между Moog и ARP вынудили последних прекратить его использование и разработать собственный фильтр.
Считается, что смена в виде модели 4072 имела огрехи конструкции и в целом уступала по звуку заимствованной у Moog схемы.
Последняя версия ARP 2601 v3.0 вышла в конце 1980 года, практически перед закрытием самой компании. Изменения были косметическими — слегка измененный корпус и упрощенный доступ к модулям при обслуживании.
Всего за десятилетний период было произведено около 3000 инструментов всех линеек, поэтому неудивительно, что цена на оригиналы может доходить до $100 000.
Пара наиболее ярких примеров:
Эдвин Винтер был одним из первых артистов, который использовал ARP 2600 наподобие клавитары. Для этого он использовал длинный кабель для соединения клавиатуры к синтезаторному модулю, что позволяло носить клавиши на ремне через плечо и играть на ней, двигаясь на сцене.
Одни из самых известных звуков, созданных на ARP 2600, был голос персонажа R2D2 в саге «Звездные войны». Эта идея пришла саунд-дизайнеру Бену Бертту, который пропустил свой голос через предварительно пропатченный синтезатор, что и дало очень фирменный sci-fi эффект.
А чтобы яснее понять возможности ARP 2600, рекомендуем подробный обзор от мастера своего дела Doctor Mix.
Спустя десятилетия после закрытия компании ARP модель 2600 остается по-прежнему популярной и востребованной в качестве элемента студии. Оригиналы стоят очень дорого и продолжают расти в цене. Но можно найти и альтернативы, которые вполне могут заменить оригинальную модель.
В 2015 году Korg возродили бренд ARP в своём составе. Так, в сотрудничестве с Дэвидом Френдом в качестве консультанта, сначала переиздали культовый синтезатор ARP Odyssey, а в 2020 году выпустили ограниченным тиражом флагманский ARP 2600FS. Модель была распродана почти мгновенно.
На этом Korg не остановились, и в 2021 году была представлена уменьшенная версия, полностью повторяющая архитектуру и функциональность легендарного синтезатора - ARP 2600M.
Behringer, известная своей серией инструментов-клонов винтажной классики, не могла пропустить культовый ю ARP 2600, и создала свою версию Behringer 2600. Как и другие инструменты компании, Behringer 2600 создан очень близко к оригиналу и дополнен интеграцией с другими инструментами. А главное его достоинство - это доступная цена.
Еще одной альтернативой ARP 2600 может стать клон для самостоятельной сборки TTSH. Он создан на основе оригинальной модели, имеет немного меньший размер, но в остальном похож на оригинал. Основная сложность в том, что собирать и паять его придется самостоятельно.
Во-первых, порекомендуем два варианта от компаний, которые давно и стабильно делают качественные плагины: Arturia ARP 2600V и Cherry Audio CA2600. Как и всегда, плагины разработчики обеих фирм сделали убедительно звучащие и удобные в продакшене.
Но самая интересная программа — TimewARP 2600 от Way Out Ware. Плагин работает на основе физического моделирования оригинальных компонентов ARP 2600. И, по сравнению с оригиналом, у плагина появилось ощутимое преимущество — возможность сохранять патчи и играть аккорды. Даже самому Перлману плагин пришелся по душе.
И самое главное: настоящие инструменты, которые позволят прочувствовать суть классического Arp 2600.
Точная копия оригинала: детально повторяет архитектуру, оснащена фейдерами со светодиодами, MIDI- и USB-разъемами, а также переключаемым фильтром с двумя режимами, которые можно было найти в оригинальных моделях разных версий.
Копия первой версии ARP Blue Marvin с синей лицевой панелью.
И копия второй версии Gray Meanie с серым корпусом.
А эта модель уже не повторяет архитектуру ARP 2600 в точности, но принципы работы и саунд остались теми же. ODYSSEY оборудована двумя осцилляторами, переключаемым фильтром НЧ, фильтром ВЧ, двумя огибающими, отдельным LFO и секцией S&H. Главные особенности этой версии — встроенные эффекты, 32-шаговый секвенсор и большое количество разъемов для взаимодействия с другими инструментами.
Портативная реплика. Помимо функций оригинальной модели, в ARP 2600M есть USB-разъем для подключения MIDI-контроллеров, два типа фильтров от оригинального синтезатора (4012 и 4072), фейдеры с более плавным ходом. Инструмент можно встроить в Eurorack-систему.