Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Допустим, вы начинающий продюсер, и собираетесь сделать из жилой комнаты проектную студию.
Вы стеснены в деньгах, и возможности арендовать подготовленное помещение пока нет. Попробуем из этих вводных организовать рабочее место, которое не будет мешать сведению и позволит делать достойно звучащие миксы.
В идеале комната должна быть большого метража, с высокими потолками, несимметричными стенами, и без параллельных поверхностей. Жилая комната, внезапно ставшая контрольной, вряд ли будет отвечать таким параметрам. Поэтому будем стараться приблизить ее к такому эталону.
У обычной комнаты всегда будет сильный окрас, проще говоря — неровная частотная характеристика. Это приведет к тому, что без акустической обработки сводить придется с искаженной звуковой картинкой в голове. Да и на запись живого инструмента обязательно попадут все недостатки помещения, от реверберации до искажений.
Чтобы сделать из комнаты приемлемую студийную среду, нужно обратить внимание на следующие проблемы:
Чуть конкретнее основные проблемы помещения выглядят так:
Подытожим. Самое важное, с чем нужно будет работать:
Перед тем, как измерять параметры помещения и ставить звуковые ловушки, стоит пройтись по нему и сделать клэп-тест — похлопать в ладони в разных частях комнаты и послушать, как отражается звук. Так вы примерно сможете понять места ранних отражений волны. Там вы и установите звукопоглощающие панели.
Дальше определитесь с местом прослушивания, где отражения будут влиять на звук меньше всего.
Так располагать свое рабочее место с мониторами лучше не надо:
Найти место прослушивания можно несложным расчетом. Измерьте длину комнаты и умножьте ее на 0,38, а потом ширину комнаты — и ее разделите на 2. Пересечение получившихся двух осей укажет на подходящее место прослушивания.
В прямоугольной комнате хорошо работает принцип LEDE (Live End/Dead End) — когда сторона комнаты с оборудованным рабочим местом снабжена звукопоглощающими панелями и ловушками, а противоположная стена остается голой.
Так вы получите некоторую естественную реверберацию, которая оживит звук акустических инструментов. Со своей стороны вы даже сможете в некоторой степени управлять этой реверберацией — например, расположив микрофон ближе к заглушенной зоне и сделав звук суше.
В углах установите басовые ловушки. Это сделает помещение несимметричным и нивелирует стоячие волны, которые в условиях жилого помещения обычно располагаются в диапазоне до 300 Гц. Обратите внимание: когда образуется стоячая волна, на графике АЧХ определенная полоса будет либо сильно выбиваться, либо проваливаться по громкости. В зоне за мониторами устанавливать басовые ловушки нужно обязательно.
Звук в вашей комнате будет отражаться от всех поверхностей. Поэтому в идеале установить панели нужно будет и на боковых стенах, напротив места прослушивания, и на потолке.
По бокам панели нужно расположить ровно напротив места прослушивания. Потолок можно либо заглушить, просто прикрепив поролон, либо сделать панель на подвесах — но в этом случае потолок придется сверлить.
Что касается пола, он тоже нуждается в некотором звукопоглощении. В домашних условиях подойдет небольшой ковер в зоне рабочего места. Помните, что ковры слабо помогают срезать низы, а вот СЧ- и ВЧ-диапазон они оттеняют довольно сильно. Если переусердствовать с коврами на полу, есть риск сильно «удешевить» общий характер звучания помещения.
После установки всех звукопоглощающих элементов вам останется расположить мониторы и настроить уровень громкости. С мониторами учесть нужно три момента:
В некоторых случаях мониторы можно расположить горизонтально. Это позволит несколько приблизить характер воспроизведения звука к коаксиальным моделям, в которых звук выводится из одного источника.
Материал панелей нужно выбирать в зависимости от того, на срез каких частот нужно сделать акцент. Плотный материал лучше работает с низкими частотами, легкий — поглощает середину и верха. Например, более плотные мембранные поглотители хорошо уберут излишний подъем НЧ, а пористые изделия из минваты или поролона — ВЧ.
Даже в домашней студии одного клэп-теста мало. Чтобы увидеть в цифрах параметры получившейся студии, потребуется специальный измерительный всенаправленный микрофон и софт.
Измерять параметры нужно будет перед установкой ловушек, во время и после.
Акустическая обработка — это трудоемкий процесс. Закладывайте хотя бы один полный день на то, чтобы полностью подготовить комнату.
Микрофоны:
Софт:
Микрофон нужно расположить на уровне головы, аккурат в зоне прослушивания.
Разберемся с АЧХ. Если вы проделали все манипуляции с расположением ловушек, то значительная доля искажений уже исчезла. Но некоторую дополнительную коррекцию проводить придется, методом проб, выискивая самое выгодное расположение дополнительных панелей.
Естественно, абсолютно ровная частотная характеристика — это недостижимо. Добейтесь хотя бы уровня пиков и провалов меньше 20 дБ.
Время затухания — тоже управляемый параметр. Поскольку фактически вы строите себе контрольную комнату, уложить время затухания (оно же обозначается как T60) нужно в пределах 0.1 - 0.3 секунд при диапазоне 250 Гц - 4 кГц.
Есть и прямая зависимость, которую нужно держать в голове: чем меньше комната, тем время затухания должно быть короче. На это влияет близость заглушек и их плотность.
При замерах помните, что перед тем, как измерять звук с помощью обоих мониторов, тест надо проводить отдельно с левым и правым.
Если результат не удовлетворил, меняйте расположение ловушек и продолжайте замеры. Помните, что голых стен большой площади нужно избегать. Музыкальные инструменты на настенных стойках, мебель и ковры могут помочь избавиться от симметричности и лишних отражений, если одних панелей оказалось недостаточно.
После нескольких попыток вам обязательно удастся заставить комнату звучать.