Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Содержание:
Как мы помним, семплинг — это когда отрезок существующего аудио используется в новом музыкальном контексте.
Семплы могут иметь любое содержание: ритм, мелодию, голосовые записи, звуки окружающей среды. Их, как правило, редактируют: ускоряют или замедляют, наслаивают друг на друга, меняют последовательность фрагментов, зацикливают, меняют тональность и обрабатывают эффектами.
Принципы, лежащие в основе семплирования, созданы в двадцатом веке и восходят к экспериментам композиторов-авангардистов musique concrète, где использовались музыкальные фрагменты, записанные на магнитные ленты. После изобретения транзистора в 1950-х годах стало возможным преобразовывать непрерывные звуковые сигналы в дискретные цифровые фрагменты с использованием PCM – алгоритма импульсно-кодовой модуляции.
Коммерческое использование семплирования началось с инструмента Fairlight (CMI) в 1979 году.
Развитие технологий привело к созданию недорогих автономных семплеров: E-mu Emulator, Akai серии S и MPC, которые навсегда изменили историю музыки. Сегодня любая DAW имеет в арсенале виртуальный инструмент для семплирования. А сам метод стал основой не только для хип-хопа, но также встречается в электронной и поп-музыке.
В коммерческих библиотеках семплы уже подготовлены к продакшну. Собственные семплы требуют подготовки.
Рекомендации:
Это означает, что если исходные семплы низкого качества, и это не часть творческой идеи, то получить выходной сигнал высокого качества не получится.
Старайтесь сопоставить тональность семпла с тональностью трека, над которым работаете. Семпл нужно транспонировать к общей тональности трека. Для упрощения в названии трека можно указать его тональность. Определить тональность помогают специальные программы, плагины или сайты KeyFinder, Rekordbox, Scaler 2, Tunebat. Или хороший слух.
Использование моно- или стереосемплов зависит от звуков, которые вы используете. Бас и бочка чаще всего используются в моно, поэтому их нужно сохранять в моно, как и любые звуки, записанные одним микрофоном. Семпл с готовой пространственной обработкой должен быть в стерео.
Если лоуфай в аранжировке не подразумевается, на первом этапе обработки удалите ненужные звуки: посторонние шумы и щелчки. При этом остаточные помехи могут и придать семплу характер. Например, текстура семпла может стать интереснее благодаря хрусту винила, аналоговому шуму, обертону тарелки, оставшемуся с записанной бочкой.
Установка длины семпла определяет его роль — ваншот (одиночный звук) или луп (полноценная короткая фраза). Для этого нужно установить точки среза начала и конца семпла. Для лупа необходимо убедиться, что он точно зацикливается во времени. Для ваншотов, особенно ударных, важно сохранить атаку и сбалансированное затухание.
От нежелательных частот нужно избавляться. Фильтр нижних частот позволяет срезать шум в верхнем регистре или выделить бас-партию, если вы срежете частоты выше 200 Гц.
Фильтр верхних частот подходит для удаления гула в нижнем регистре, позволяет срезать ненужную часть диапазона тарелок и других средне- и высокочастотных инструментов. Режекторный фильтр или параметрический эквалайзер подходят для выборочного удаления резонансов или определенных частот.
У многих аппаратных семплеров есть функция нормализации, которая автоматически выравнивает громкость семпла до 0 дБ FS. Аналогичная функция есть и во многих DAW. При записи на рекордер или аудиоинтерфейс допустимо и даже рекомендуется оставлять запас громкости -3 – -6 дБ.
Этот шаг не является обязательным, но он позволяет создать уникальный материал с характером. Для обработки можно использовать эффекты модуляции, пространственной или динамической обработки. Здесь все очень индивидуально и зависит от музыкального стиля, особенностей исполнения и других особенностей музыканта.
Правильная организация собственной библиотеки — то, что помогает не остаться заваленным в куче неупорядоченных wav-файлов. Семпл нужно сохранять, указав в названии тип звука, тональность, темп и прочие важные элементы.
Семплинг законен при соблюдении определенных условий. Подавляющее большинство музыкальных произведений — это интеллектуальная собственность ее композитора или владельца авторских прав. Во избежание юридических проблем, связанных с нарушением авторских прав, необходимо получить разрешение на использование семпла от правообладателя.
Использование неочищенных семплов станет препятствием для выпуска на крупном лейбле, любых стримингах, и в целом не даст возможности широкого распространения песни. Также это может привести к судебным искам за использование чужой интеллектуальной собственности, страйкам в соцсетях и банам.
Получить право на использование семпла может быть сложно и дорого. Но если дело дойдет до суда и будет доказано, что вы использовали чужой музыкальный фрагмент без официального разрешения, можно лишиться не только всего издательского дохода в пользу правообладателя, но также получить запрет на дальнейшую продажу и распространение вашей песни.
Использование обработанных ваншотов или других сильно измененных музыкальных фрагментов с большой долей вероятности допустимо, так как в таком случае определить источник практически невозможно.
Также существуют виды лицензий, которые позволяют свободно использовать музыкальные композиции. К ним относятся Public Domain и Creative Commons. Коммерческие библиотеки семплов на tracklib.com, sounds.splice.com, loopmasters.com, samplesfrommars.com и прочих агрегаторах позволяют использовать семплы свободно, не задумываясь о лицензиях и правах.
Что нужно знать об авторском праве: