Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Поиск сэмплов съедает время и запал на создание трека.
Рассказываем, как и где быстро находить отрывки для проекта.
Как советует английский композитор и бывший владелец Spitfire Labs Кристиан Хенсон, вместо покупки сэмпл-пака лучше вложиться в хороший микрофон и записывать звуки самостоятельно. При таком подходе записываются природные звуки, вокал или акустические инструменты. Такой метод обеспечивает уникальность и контроль над каждым элементом тембра, но потребует долгого времени на то, чтобы сделать из исходника коллекцию патчей.
Готовые сэмпл-паки представлены в большом ассортименте на платформах и специализированных сайтах. В этом случае не потребуется тратить время на запись, но могут возникнуть ограничения по лицензированию.
Качество материала на таких ресурсах может быть разным, и важно проверять лицензионные условия. Пример — огромный архив BBC Sound Effects (доступен с VPN). Их можно бесплатно использовать для личных, образовательных и исследовательских целей (но для коммерческого использования придется покупать).
Существует множество источников, где можно найти подходящие сэмплы. Вот основные из них:
Платформы Splice, Loopmasters и LANDR (доступен с VPN) предлагают обширные коллекции сэмплов, организованные по жанрам и стилям. Сайты работают по подписке и предоставляют доступ к обновляемым коллекциям звуков, что удобно. Также стоит обратить внимание на классические наборы сэмплов из 90-ых от Zero G. Они звучат характерно и насыщенно, так как сэмплировались c железа.
На таких площадках часто выкладываются бесплатные сэмплы от пользователей. Здесь можно найти редкие звуки, которые не всегда доступны на платных ресурсах. Например, интересные наборы есть на сайте хаус- и электро-продюсера Legowelt.
Производители оборудования Polyend и Elektron делают паки для своих девайсов, которые можно использовать и в DAW, или загружать на аппаратные сэмплеры других производителей.
Еще один бесплатный источник необычных звуков — аудиоархив NASA. В нем собраны записи пресс-конференций, технологические шумы, звуки посадки модулей во время космических миссий разных лет. Для любителей хип-хопа можем посоветовать официальную коллекцию Библиотеки Конгресса США, в которую входят отрывки разговорных эфиров, саундтреков, записей классических произведений. В интерфейс сайта встроен секвенсор и драм-машина, где можно нарезать сэмпл и проиграть его с битом.
Конечно же, не стоит забывать про Reddit. На какие сабреддиты обратить внимание:
Freesound и SampleSwap предлагают множество звуков, записанных пользователями со всего мира. Сэмплы из таких архивов часто находятся в свободном доступе, но важно проверять лицензию на использование. Также из бесплатных сервисов для поиска сэмплов можем посоветовать: Looperman, Sample Radar, Reverb (доступен с VPN). Бесплатные семпл паки бывают и у авторов проверенных коммерческих библиотек: Samples From Mars, Goldbaby, Wave Alchemy (доступен с VPN).
А для тех, кто ищет сэмплы для кино, советуем наборы звуков от коллектива Spitfire Audio. Наборы подходят для создания текстур и подложек, эмбиента, синематик-партий. LABS — это целая автономная среда для DAW с унифицированным интерфейсом, поэтому настроить нужный тембр очень легко. Сэмплы также работают в NI Kontakt и любом другом семплере. Также стоит обратить внимание на коллекцию от семейной пары саунд-дизайнеров Free to Use Sounds, которые специализируются на полевых записях и их обработке. Бесплатно доступно 145 библиотек, которые можно скачать тут.
Библиотеки подойдут для SFX-продакшна.
Откуда брали отрывки продюсеры для своих релизов, можно найти на WhoSampled. Сайт показывает оригинальную песню, из которой был взят сэмпл, и время начала используемого фрагмента. Прикрепляем видео, в котором разбирается как и что сэмплировали Gorillaz.
Если используете сэмплы — придется обращать внимание на лицензирование. Сэмплирование предполагает использование фрагментов существующих композиций, что регулируется законом об авторских правах. Без получения разрешения от правообладателя такой подход может привести к серьезным юридическим последствиям, включая штрафы и запрет на распространение произведения.
Здесь в дело вступает очистка сэмплов или Clearance. Это процесс получения прав на использование фрагмента композиции. Чтобы легально использовать сэмпл, нужно согласовать права с владельцами записи и композиции. Процесс может быть длительным и дорогим, но для коммерческого релиза он необходим. Прикрепляем видео, в котором подробно разбирается то, как можно отчистить сэмпл для коммерческого использования.
Альтернативные варианты. Если получение прав слишком сложно, можно воспользоваться лицензионными сэмплами из библиотек, которые предлагают Royalty Free сэмплы. Такие звуки можно использовать без дополнительных разрешений, но важно внимательно изучать лицензионные соглашения каждого ресурса. Например, Creative Commons – компания, которая предоставляет медиаматериал по различным лицензиям. Каждая определенным образом регламентирует использование и изменение контента. Есть множество библиотек, которые хранят аудио, распространяемое по лицензии creative commons. Кроме того, есть сэмплы, которые можно использовать бесплатно без ограничений — как материал, вшитый по умолчанию в Ableton Live.
Предположим, что вы нашли нужные вам сэмплы, либо же нарезали и подготовили их сами. Что делать дальше? Для начала нужно обозначить основные методы работы с сэмплами:
Теперь о каждом методе поподробнее.
Лупинг позволяет повторять выделенный участок сэмпла, создавая непрерывный цикл. Так можно создавать подложки или пады: например, взять сэмпл саксофона, но сыграть им не мелодию, а аккорд. Ноты начнут перетекать и наслаиваться друг на друга.
Слайсинг предполагает деление сэмпла на фрагменты, которые затем запускают в нужной последовательности арпеджиатором или прописанной партией в пианоролле. Метод активно используется в хип-хопе и инди-музыке.
One-shot сэмплы — это своего рода вариация стэбов — в том смысле, что используются такие сэмплы для коротких акцентов. Ваншоты проигрываются один раз при нажатии клавиши или активации триггера.
Гранулярный синтез позволяет детально манипулировать микрочастицами звука, создавая сложные, наслаивающиеся текстуры, аритмичные партии, глитчи, атмосферы и подложки.
Спектральный синтез дает возможность управлять частотами и амплитудой отдельных гармоник сэмпла. Поскольку в этом случае у нас появляется очень много переменных, здесь предполагается множество проб и ошибок, поэтому времени для освоения потребуется много.