Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееerid: 2VtzqxV4jEc
Содержание:
Если посмотреть на контрольные комнаты больших студий, можно заметить ряды рэковых полок и шкафы, забитые звуковым оборудованием.
Подобный сетап выглядит внушительно и ассоциируется с серьезными проектами, заработанными деньгами и топовыми артистами.
При этом от профессионалов индустрии звукозаписи часто можно услышать, что для работы достаточно набора качественных плагинов, а аналоговое оборудование в студийном рэке включается не так часто, да и вообще перестает быть необходимостью. Но из студий аналоговое оборудование не исчезает.
Попробуем разобраться, что же такое студийный рэк, какое оборудование он может содержать, для чего он необходим, и с какого этапа своей карьеры стоит о нем задумываться.
Рэковая стойка предназначена для размещения и хранения музыкального и звукозаписывающего оборудования в формате 19”.
19” — общепринятый стандарт. Ширина практически всех рэковых устройств равна 48,26 см. Иногда можно встретить устройства шириной 1/2 длины от стандарта 19”, их объединяют по два или устанавливают с помощью специальных креплений для установки в рэк.
Единица измерения высоты стоечного оборудования — 1U / 1RU. Такая единица равна 1,75” или 4,45 см. Единственным не стандартизированным параметром для всех видов стоечного оборудования остается глубина. Ее нужно учитывать при выборе рэковой стойки для своих устройств.
Крепление оборудования к направляющим стойки происходит при помощи винтов 10/32, где 10 это диаметр в мм, а 32 это количество витков на дюйм (PROEL KIT12).
Есть несколько категорий рэковых стоек:
Базовые стойки — самые недорогие, чаще всего полностью открытые, изготавливаются из металла. Подходят для домашних студий.
Портативные рэковые кейсы — предназначены для транспортировки рэкового оборудования, поэтому их можно использовать на сцене. Стоят дороже, чем базовые модели, но при этом их можно использовать в турах и на больших концертах.
Студийные рэковые шкафы — самое удобное и функциональное решение для звукозаписывающих студий. Надежная конструкция из металла или дерева. Иногда оснащаются стеклянной дверцей или металлическим роллетом.
Могут быть оборудованы контролем температуры и собственной звукоизоляцией. Самые дорогие.
Отделения для рэкового оборудования в студийных столах. Дополнительная опция для студийных столов. Хотя они не отличаются большой вместимостью, позволяют расположить самое используемое студийное оборудование в непосредственной близости к себе. Обычно в столе располагают компрессоры, эквалайзеры и аудиоинтерфейсы.
Подробнее о студийных столах мы писали здесь.
Покупать все устройства сразу не стоит. Вероятнее всего, со временем ваши приоритеты будут меняться, а вместе с ними и набор оборудования. Итоговая стоимость всего оборудования будет значительной — ориентируйтесь на сумму от 250 000 рублей на осень 2023 года.
Спешить с покупкой имеет смысл только если речь идет о редком винтажном оборудовании в уже собранный рэк.
Вместимость. На начальном этапе достаточно от 6 до 12U. 8U — оптимальный размер. Заранее исходите из требуемого оборудования и оставьте запас в несколько юнитов для расширения парка оборудования (Alctron RS19-8U).
Внешние размеры. Должны подходить под размер помещения. В нем должно быть по возможности просторно, поэтому огромный шкаф в домашней студии — решение спорное.
Качество направляющих. Это несущая конструкция, которая удерживает ваше оборудование. Существуют модели со встроенной резьбой или с отверстиями без резьбы. Для таких моделей понадобятся комплекты винтов со специальными гайками.
Вентиляция. Звуковое оборудование выделяет тепло. Избыточная температура может очень не вовремя принести проблемы, например джиттер во время записи. У рэковых шкафов должны быть как минимум вентиляционные отверстия, а лучше — активные системы охлаждения.
Доступ к оборудованию. До любого процессора, эквалайзера или предусилителя должно быть легко добраться. Поэтому у стойки должен быть удобный угол наклона, а также колеса, которые позволяют ее передвигать.
Задумываться о рэковой стойке в студии можно ровно с того этапа, как вы начали задумываться о собственно аналоговом студийном оборудовании — его надо будет во что-то встраивать.
А об аналоговом оборудовании надо задумываться, когда вы уже освоили инструменты в DAW и прочие плагины, познакомились с принципами работы эквалайзеров, компрессоров, микрофонных и инструментальных усилителей, различных процессоров эффектов, и определили примерный вектор предпочтений для аналоговых приборов.
Раньше, когда все записывалось при помощи аналогового оборудования, рэковая стойка была просто необходима. Сегодня цифровые технологии позволяют делать полный цикл записи и постпродакшена на компьютере в одной программе.
В то же время, аналоговые устройства стали стоить относительно недорого, иногда на уровне цены хорошего лицензионного плагина. Например, копию классического лампового эквалайзера Pultec EQP-1A сегодня могут купить и владельцы небольших студий. При этом оригинальная модель еще производится. Но продается дороже 4000 долларов.
Подобный набор можно найти практически в любом рэке — и в домашних, и в топовых студиях:
Микрофонный предусилитель. Обращайте внимание на количество каналов, тип окраса сигнала (если в окрасе есть необходимость), уровень усиления, наличие фантомного питания, фильтр, а также наличие инструментального входа.
Подробнее о микрофонных предусилителях можно прочитать в статье.
Компрессор. Для работы с вокалом или инструментом будет достаточно монокомпрессора. Если он будет использоваться для мастер-шины, то нужен стереокомпрессор.
Также учитывайте тип компрессора, от которого будет зависеть время атаки и восстановления: для плавных звуков подойдут оптические или ламповые модели, с медленным временем атаки, а для более динамичных и резких звуков лучше использовать FET или VCA.
Как и предусилители, компрессоры могут окрашивать исходный звук. Если хотите придать вокалу насыщенность и теплоту, ламповые модели подойдут как нельзя лучше.
Эквалайзер. Все как с компрессором: для работы с вокалом или инструментом он может быть моно, для работы с мастер-треком — стерео. Исходя из задач, выбираем тип эквалайзера — параметрический или графический. Также важно количество полос, настройка ширины полосы и характер окраса. Подробнее об эквалайзерах написано в статье «Разбираемся в эквалайзерах».
Процессор эффектов (дилей, реверберация, мультипроцессор и т.д.). Без эффектов записанный вокал или инструмент будет звучать довольно пресно и скучно, поэтому хотя бы один реверб/дилей в рэке лучше иметь.
На начальном этапе, когда вы еще не определились с предпочтениями в типах эффектов, можно выбрать цифровой мультипроцессор. Он способен обеспечить множество алгоритмов эффектов под разные ситуации.
Аудиоинтерфейс. Если у вас уже есть настольный аудиоинтерфейс, то рэковая версия вам может и не понадобится, особенно если в настольной есть ADAT-соединение, по которому можно подключить дополнительный микрофонный предусилитель.
Но при создании студийного рэка распределить все свое оборудование в одном месте очень удобно.
Подробнее об аудиоинтерфейсах можно почитать в статье «Покупаем аудиоинтерфейс».
Если совсем коротко: важно количество входных/выходных каналов, количество микрофонных предусилителей, управление усилением входных каналов и громкостью мастер-канала и наушников с передней панели, встроенные DSP-эффекты и программный микшер.
Периферия. Здесь все как в компьютерах. К такому оборудованию относится:
Сетевой распределитель питания. Позволяет распределять питание на оборудование в рэке, защищает от скачков напряжения и электрических помех.
Патчбэй. Маршрутизирует аудиосигналы между различными приборами, управляет их подключением и отключением на передней панели при помощи патч-кабелей.
Пустые панели и рэковые полки. Позволяют закрыть пустое пространство между установленными приборами или организовать хранение других устройств не-рэкового формата.
Порядок в рабочем пространстве и экономия места. Единый формат вертикального расположения оборудования с органами управления на передней панели позволяет сэкономить место в рабочем пространстве и получить удобный доступ к оборудованию.
Теплое звучание аналогового оборудования и его нелинейный характер. Даже сегодня, когда почти у любого студийного устройства есть виртуальная копия высокого качества, производители плагинов указывают, что повторить аналоговый прибор на 100% не всегда возможно. И чем ближе поведение программного клона к оригиналу, тем больше ресурсов компьютера оно требует.
Индивидуальное звучание каждого аналогового инструмента. Не только разные аналоговые инструменты отличаются звучанием. Даже разные устройства в одной линейке могут звучать по-разному. Аналоговые устройства оснащены различными компонентами: транзисторами, конденсаторами, лампами, проводкой. Со временем они амортизируются, что приводит к изменениям в звуке.
Тактильное взаимодействие. Можно окружить себя контроллерами, с которых вы будете управлять софтом. Но крутить ручки на реальном оборудовании и полностью погружаться в продакшн — это неповторимый опыт.
Аналоговое оборудование не устаревает. Вы не столкнетесь с проблемой конфликта версий или совместимости с ОС. Все, что нужно — подключить кабелем источник звука к звуковому прибору, а его подключить к микшеру и записывающему устройству. Технология не менялась уже десятки лет и работает безупречно.
Дисциплина. Аналоговое оборудование приучает к дисциплине, напоминает, что музыка сама себя не запишет и ваше рабочее место ждет от вас новых треков.