Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСтем — это аудиофайл длиной в полную песню, в котором содержится предсведенная группа треков. Обычно стем состоит из определенного класса инструментов (drums, strings, guitar, bass и т.п.). То есть песня по вертикали делится на секции по инструментам.
Смысл стемов в том, чтобы экспортировать дорожки в любую DAW, быстро воссоздать звук оригинального трека, сэкономить время работы над проектом, а в случае с использованием в лайве — расширить средства выразительности диджея.
Не стоит путать стем и с группой треков в DAW. Стем — это уже подготовленный WAV-файл, сохраненный в стерео и с обработкой.
Стем-сессии обычно используются, когда основная работа по записи, редактуре и сведению уже закончена.
Содержание:
Мультитреки — собрание отдельных дорожек проекта, в моно или стерео. Часто их путают со стемами. В мультитреках не будет обработки и эффектов. И в каждом канале записан только один конкретный голос, а не группа инструментов.
В стем сведено несколько треков инструментов. Например, стем барабанов состоит из сведенных голосов всей ударной установки и дополнительной перкуссии. Они уже обработаны по частотам, уровню и времени.
Стемов в проекте обычно набирается от 4 до 20. Мультитреков может быть до нескольких сотен.
Этот тип файлов – производственный стандарт и необходимый раздаточный материал. Самые очевидные способы применения:
Стемы помогают сохранить время и деньги — гораздо легче делать небольшие изменения в миксе и провести последние этапы работы над пластинкой (например, слегка увеличить компрессию ударной секции, не трогая вокал и остальные инструменты), имея под рукой четыре стема, а не 400 дорожек.
Стемы пригодятся еще по одной причине: если запись и премикс делались на хорошей студии, значит вся обработка с использованием дорогого рэкового оборудования сохранится.
Для архивирования такой способ организации аудио тоже хорош. Если вы захотите спустя время вернуться к миксу, не нужно будет обращаться к целому мультитреку, пересобирать цепи эффектов, заново выстраивать уровни по отношению друг к другу и т.п. К тому же, стемы можно будет открыть всегда и везде, в любой студии и на любой DAW. И они же спасут положение, если запись делалась с применением плагина, который разработчики перестали поддерживать.
Очень распространена работа со стемами при сведении материала для кино и телевидения. В частности, это нужно на этапе, когда аудиоматериал увязывают с озвучкой.
Пример: в определенной сцене саундтрек конфликтует с записанной речью или перебивается ею по громкости. Когда в фильме идет диалоговая сцена, музыку в определенном регистре надо уменьшить по громкости (не убавляя громкость всего саундтрека и не нарушая эффект присутствия).
Еще пример: экшн-сцена со взрывами и эффектами на фоне эпического саундтрека с оркестровыми духовыми и cinematique-подобными барабанами. Если барабаны занимают тот же сегмент частот, что и эффекты, проблему можно довольно быстро и легко решить, отрегулировав громкость одного стема в небольшом временном промежутке – без необходимости занимать себя целым мультитреком.
Микс можно исправить, просто убавив барабаны в нескольких моментах, и не трогать ничего другого.
Также стемы хороши, когда над проектом работает несколько инженеров. Если над следующим этапом работает человек, который не очень знаком с прошлыми этапами проекта, ему не стоит присылать мультитрек. С небольшим количеством стемов все будет гораздо проще. Да и собрать в DAW полную картинку из подготовленных стемов гораздо проще, чем из сотни мультитреков, которые еще придется укладывать по времени.
Частный случай работы с фонограммой, когда нужно записать партию поверх готовой в остальном песни. Так проще сделать, если у вас 4 подготовленных стема, а не 40 необработанных wav-файлов. Например, если вокалисту удобнее петь с более тихими барабанами и более громким фортепиано, это легче делать не в большом проекте с мультитреками.
Битмейкеры, диджеи и продюсеры берут элементы изначальной песни, но делают интерпретацию с другим темпом, под другой бит, с транспонированием и т.д. Специализированный софт, например Serato DJ, Traktor и Ableton Live, отлично подходит для работы с ремиксами.
Есть автоматизированное решение от Native Instruments.
Но если делать вручную, то так:
Проверить, что длина у стемов одного проекта одна. Все должно быть синхронизировано и начинаться с одной точки. Чтобы собрать из стемов трек, важно, чтобы они были одного размера, сохранены в одном формате (например, 24 бит/WAV/48 кГц), и начинались с одной точки по временной шкале.
Стемы нужно выделять сообразно их категориям в аранжировке. Например: ударные инструменты, бас, клавиши, гитары, лид-вокал , бэк-вокал, шумовые и фактурные эффекты и т.п. Солирующие инструменты лучше оставить вне стема.
Нужно указывать и параметры сессии — битность, темп, размер, тип файла. Делать это нужно для того, чтобы все могли подстроить под рабочую сессию параметры своей DAW — стемы предполагают удаленную работу над проектом в разных программах.
Во-первых, вы можете связаться напрямую с лейблом и предложить свою работу. Если лейблу это будет интересно, стемы вам предоставят. Пользуйтесь официальными контактами, указанными на сайте, коротко и ясно укажите суть своего предложения и надейтесь на положительный ответ.
Во-вторых, очень часто проводятся конкурсы ремиксов. В рамках контеста участники работают над уже выпущенным произведением. Соответственно, стемы раздаются для ремикса. Участвовать в конкурсах полезно и с точки зрения роста мастерства, и с точки зрения собственной раскрутки.
Примеры:
И, наконец, вы можете просто купить стемы в сторе. Не поленитесь внимательно прочитать FAQ по использованию материалов. Нужно знать наверняка, что вы точно можете использовать купленные стемы в собственных релизах и имеете право на их публичное воспроизведение.
Ресурсы:
Еще раз коротко о важных моментах при подготовке стема: