Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Содержание:
Первые модульные системы появились в 60-е.
Конструкции принадлежали легендарным брендам Moog и Buchla. Это были сложные громоздкие инструменты, нужные скорее экспериментаторам-инженерам, чем музыкантам. Но прог-рок и Вэнди Карлос открыли возможности Moog, Buchla и других винтажных машин более широким массам музыкантов. Естественно, инструменты стали упрощать, потому что скрупулезный саунд-дизайн — занятие не для каждого, и продать огромный шкаф с проводами сложнее, чем маленький клавишный Moog.
А в 80-90-е семплеры, закрытые синтезаторы и софт, казалось бы, совсем вытеснили модульные решения. Но свободная архитектура модульных синтезаторов, возможность построить самому любой сетап и сделать со звуком все что угодно, вновь обеспечили модулям популярность, начиная с середины 2000-х.
Представьте себе синтезатор от Roland или Arturia.
Все они уже собраны, путь прохождения сигнала определен, и элементы звукового тракта в них такие, какие есть. В этих инструментах изменяются те параметры, которые для этого отвел производитель. Это пример девайса с закрытой архитектурой.
Модульный синтезатор собирается из отдельных элементов самим пользователем, согласно выбранной концепции. Каждый модуль подбирается и связывается с другим самостоятельно. Причем путь сигнала от осциллятора до выхода на акустическую систему теоретически может быть любым. Промежуточное решение — полумодульные девайсы, со свободной маршрутизацией, но собранные в закрытом корпусе.
Пример полумодуля:
Пример модульного:
Также, в отличие от большинства готовых решений, у модульного синтезатора по умолчанию нет клавиатуры — хотя он может работать с внешним контроллером в паре. Для модульного сетапа более характерно получать инструкции по тому, что и как проигрывать, от собственного или внешнего секвенсора.
Каждый модуль — это электросхема, сделанная специально под узкую задачу, например модуль осциллятора или фильтра. Большинство модулей можно отнести к одной из следующих категорий:
С помощью электрических сигналов. Патч-кабели, с помощью которых вы соединяете модули друг с другом, передают сигналы от модуля к модулю — все как в инструментах Moog 50-летней давности. Как раз за счет того, что звук производится постоянно циркулирующим электрическим сигналом, синтезатор должен получать и сигналы о том, что то или иное событие нужно остановить или изменить. Этот принцип сильно отличается от того, как работает собранный синтезатор с клавиатурой: звук исчезает, когда пользователь снимает палец с клавиши.
Аудио: тот же сигнал, что передается от выходов аудиоинтерфейса к студийным мониторам или акустической системе. Пример: сигнал из выхода осциллятора, который подается в фильтр для обработки.
Control Voltage (CV): эти электрические сигналы изменяют или запускают определенные параметры модулей. Пример: соединив модуль ADSR-огибающей с модулем фильтра, с помощью CV-сигнала вы сможете автоматизировать действие фильтра на аудиосигнал. Trigger- и Gate-сигналы тоже относятся к управляющему напряжению и используются для запуска и остановки тех или иных действий в тракте.
Модули собирают в единый инструмент с помощью кейса.
У кейсов могут быть разные форм-факторы: Eurorack (он же Doepfer или 3U), Moog (5U), FracRack, Serge, Buchla и другие. Начиная с 90-х, Eurorack-формат — самый распространенный.
Еврорэки стали популярными за счет компактности и открытым спецификациям. Это позволило сторонним производителям свободно выпускать собственные модули. В итоге, сейчас в продаже можно найти модули от 300 брендов, в том числе и бюджетные.
Модули измеряются по высоте в рэк-юнитах, также как и студийные компрессоры и предусилители. Горизонтальная единица измерения — HP (Horizontal Pitch), равная 5,08 мм.
В следующей статье речь пойдет о конкретных разновидностях модулей и звуковом тракте.
А пока — живой пример музыки, которая делалась на модульных синтах. Это трек из сольного альбома Мартина Гора (Depeche Mode). В продакшене использовались модули Noise Engineering и Doepfer.