Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Написание текстов — всегда очень личная история. Это касается и тем для песен, и методов написания. Каждый изобретает свою манеру и технологию, и что у одного музыканта заработает, другому не подойдет совсем. Боб Дилан придумывал многие величайшие песни за считанные минуты, а Леонарду Коэну или Нику Кейву для этого требовались месяцы в изоляции и тетради черновиков.
Но написание текста к музыке — это еще и ремесло, которому можно научиться. И, независимо от стиля и манеры написания, в этом ремесле есть принципы и правила, которые распространяются на всех. Мы попробуем коснуться самых азов. Если вы продюсер минимал-техно или авангардный артист, текст вам не подойдет. Но для тех, кто делает первые шаги в поп-музыке, наш список может быть полезен.
Помните, что не существует «правильно» и «неправильно». Пробуйте разные методы и приемы на себе, так вы сможете постепенно прийти к своему стилю. Бывает так, что правила можно нарушать.
Дорогу осилит идущий. Это кажется очевидным, но лучше напомнить лишний раз — чем больше вы заняты каким-либо делом, тем лучше вы в нем становитесь.
Талантливый автор много переписывает. Иногда случается, что сонграйтер выдает строчки как Боб Дилан. Мало кто задумывается, что скорость Боба Дилана появилась в результате десятилетий образа жизни «в музыке». Большая часть талантливых песен — следствие гор исписанных черновиков.
Продолжение предыдущего пункта. Чтобы получить готовую песню, над ней придется корпеть. Иногда для этого придется отложить песню на пару дней и поработать над чем-то другим.
Если вы застряли в работе над каким-то фрагментом и никак не можете продвинуться вперед, смело переходите к следующему. Так вы не застрянете на одной части и проект в целом будет двигаться вперед.
Журналисты пишут к своим статьям лиды — это подзаголовок, который выражает суть материала. У вашей песни тоже должен быть «лид», суть песни в одном предложении.
Возьмите чью-нибудь чужую песню, свой трек, и сделайте сравнение. Пока не важны технические моменты вроде сведения. Только текст и вокальная мелодия. Вы увидите разницу и поймете, что нужно изменить.
У песни должна быть форма и гармония. Нужно это ровно для одной цели — рассказать историю. В тексте должно быть развитие за счет структуры: экспозиция, завязка, конфликт. В противном случае вы не увлечете слушателя.
Песня не должна существовать в вакууме. Цитатами, лексикой, рифмами ее можно и нужно погружать в культурный контекст, который вам ближе всего.
Между куплетной и припевной частью должна быть сильная разница, и по музыке, и по тексту. Кульминацию своей истории в большинстве случаев лучше оставить на припев.
Экспериментируйте с ритмом внутри строки. Синкопы отлично держат внимание слушателя и могут уложить «неудобный» текст в музыку.
Чем пространнее текст, тем больше вероятность, что слушатель в нем завязнет. Не стоит злоупотреблять прилагательными и деепричастиями.
Не заразитесь болезнью реперов и не пользуйтесь одними сравнениями в качестве средства выразительности. Неожиданные аналогии и метафоры всегда пойдут в плюс.
Будьте осторожнее с абстракциями. Предельная конкретность — это плохо, но если вы переусердствуете с беспредметным повествованием, вас просто не поймут.
Подумайте, с каким посылом должен быть ваш трек — агрессивным, спокойным, суетливым, светлым, мрачным и т.п. Вполне возможно, что неудачные строчки зазвучат совершенно иначе, если изменить манеру.
Многие слушают англоязычную музыку, не зная английского. Вокал для таких слушателей выступает еще одним инструментом и цепляет за счет созвучий. Обратите внимание на то, как звучит ваш текст в отрыве от смыслового наполнения. Музыкальность и грув важны и на этом уровне. Старый классический пример — Rolling Stone и то, как укладываются в музыку их тексты.
Избегайте строчек, которые нужны только для того, чтобы заполнить пространство или организовать рифму. Музыка с вокалом — это жанр очень лаконичный и сжатый, и здесь как нигде нужно, чтобы каждая строчка несла в себе содержание.