Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееСодержание:
Пока что студии, в которой все оборудование соединено беспроводными протоколами, не найти даже в виде прототипа.
Несмотря на весь прогресс в индустрии, коммутируется все и у всех по-прежнему различными кабелями. Если не разобраться в том, какие они бывают и для чего они нужны, подключение студийного оборудования может стать головной болью.
На деле, кабели — это не самый сложный предмет. Достаточно усвоить, что и как они передают, на каких разъемах работают, и минимум знаний для студии и сцены у вас есть.
В зависимости от типа, кабель может работать с цифровым или аналоговым сигналом. У аналогового можно выделить четыре уровня.
Speaker level — уровень сигнала, подаваемого на акустические системы. Это самый высокий уровень с точки зрения подаваемого напряжения.
Line level — аналоговый сигнала линейного уровня. Стандартный уровень +4 dBv и +10 dBv для бытовых устройств. Используется для согласования компонентов аудиосистем, когда используются межблочные кабели.
Instrument level — уровень сигнала от синтезаторов, электрогитар и других электрических музыкальных инструментов. Чтобы довести сигнал до линейного уровня, обычно нужен дибокс.
Mic level — самый слабый уровень сигнала, идущий от микрофонов. Предусилители в аудиокартах нужны как раз для того, чтобы усилить этот уровень до линейного.
Кабели делятся по способу передачи сигнала на цифровые и аналоговые. В том и другом случае они могут быть выполнены с различными коннекторами.
¼ TS и TRS | Стандартные аудиоразъемы для передачи моно- (TS) или стереосигнала. Им подключаются гитары, футсвитчи, различные источники сигнала линейного уровня. Могут быть балансными и небалансными. |
XLR | Трехконтактный разъем. Соединение всегда балансное. Используется для микрофонов, в дибоксах, аудиоинтерфейсах, AV-оборудовании. В аудиоинтерфейсах и микшерах часто встречается комбинированный разъем, в который можно подключить как TRS-кабель, так и микрофонный. |
⅛ миниджек | Уменьшенная копия TS/TRS. ⅛ TS используется в патч-кабелях, TRS – в наушниках. Небалансный. |
RCA | Стереокабель, который используется в бытовой технике и у диджеев — для соединения CDJ-/виниловых проигрывателей к микшерам. Всегда небалансный. |
4 мм (banana jack) | Старый формат подключения к динамикам и передачи моносигнала. Также встречается в патч-кабелях. Подключение небалансное. |
SpeakON | Он же Neutrik. Предназначен для передачи сигнала с высоким напряжением от усилителя к динамику акустической системы. Соединение небалансное. |
Аналоговое соединение может быть балансным и небалансным (симметричным/несимметричным). Балансные и небалансные кабели отличаются способом передачи сигнала и конструкцией.
В балансном кабеле находятся два сигнальных провода. В одном из них фаза сигнала инвертирована. За счет смены фазы на входе в подключенный аппарат наводки и шумы нивелируются — получается так, что в обоих проводах они находятся в противофазе.
В небалансном кабеле есть только один сигнальный провод. Поскольку небалансный кабель чувствителен к наводкам и помехам, предпочтительно, чтобы длина была около 5 м.
Конвертировать небалансный сигнал в балансный можно с помощью приборов класса DI-box: они конвертируют сигнал в балансный, откуда дальше он отправляется в микшер или любое другое устройство. Пример небалансного соединения — инструментальный TS-кабель для подключения гитары.
Кроме способа передачи звука, в любом кабеле имеет большое значение экранирование, которое предотвращает проникновение в сигнал помех. Оно может быть трех видов:
TOSLINK | Цифровое соединение для стандартов AES/EBU и передачи многоканального звука. |
MIDI | 5-контактный разъем для передачи MIDI-сообщений. Может использоваться как для посыла цифрового сигнала от MIDI-клавиатуры в секвенсор, так и для обмена сообщениями и удаленного управления внешним оборудованием с MIDI-интерфейсом. |
USB | Любое периферийное компьютерное оборудование. |
Firewire | Он же IEEE 1394. Для многоканальной аудиоаппаратуры, LAN-соединения. |
Если вы правильно скручиваете кабель, то не только зарабатываете уважение звукорежиссера, но и экономите свой бюджет. Чем аккуратнее вы обращаетесь с проводами, тем реже их придется менять. Способ скрутить кабель верно один и очень простой: