Анонс
Новинки в звукозаписи: оборудовани ...
Самое актуальное оборудование для дома ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Мы говорили это прежде, повторим вновь: сейчас самое лучшее время для создания музыки.
Экспоненциальный рост компьютерных мощностей и инструментов, которые непременно следуют за этим, дали возможность создавать музыкальные произведения, которые еще несколько лет назад казались невозможными даже для самых продвинутых студий, не говоря уже про продюсеров, работающих с дивана в гостиной или по пути на работу.
Тем не менее, ничто не рождается из пустоты, и всем чудесным инструментам, которые доступны сегодня, предшествовали беспрецедентные усилия разработчиков-новаторов. Умный код, созданный этими бесстрашными идеалистами, шокировал (а иногда и раздражал) музыкантов, продюсеров и слушателей новыми звуками и приемами, многие из которых теперь спокойно принимают за должное.
Мы изучили последние четыре десятилетия, чтобы найти десять самых значимых приложений в истории музыки. Некоторые из них — первые в своем роде, у других в основе лежали существующие идеи, которые разработчики развили во что-то еще более интересное. Каждое приложение навсегда изменило музыкальный ландшафт.
Содержание:
Компания Питера Готчера и Эвана Брукса, первоначально называвшаяся Digidrums, начинала с продажи кастомных семплов на чипах EPROM для примитивных цифровых драм-машин того времени. Позже они сменили название на Digidesign и расширили каталог, включив в него Sound Designer, специальный редактор семплов для Mac. Разработанный для настройки и обработки сэмплов таких популярных аппаратных семплеров, как E-MU Emulator и Ensoniq Mirage, Sound Designer позволил пользователям получить доступ к тому же графическому интерфейсу редактора, который прежде был доступен только высокопроизводительным рабочим станциям вроде Fairlight и Synclavier. Второе поколение файлового формата Sound Designer стало стандартом, которым пользуются и сейчас.
Digidesign превратила свою технологию в полноценный стереоаудиоредактор Sound Tools, выпущенный в 1989 году. Заявленный как «первая безленточная студия звукозаписи», он работал с 16-битной картой Sound Accelerator от Digidesign, которая подключалась в слот NuBus компьютера Macintosh II.
Два года спустя Sound Tools выпустила еще одну комбинацию аппаратно-программного обеспечения, способную записывать и воспроизводить четыре трека. Компания назвала новую систему Pro Tools, а остальное, как говорится, уже история.
Если вы были одним из немногих музыкантов, использовавших IBM-совместимый ПК, когда Windows еще не придумали, то наверняка знаете, что способов создания MIDI-секвенций было мало. К счастью, компания Twelve Tone Systems Грега Хендершотта предложила решение в виде MIDI-секвенсора Cakewalk. Его ждал огромный успех, и в конце концов компанию переименовали в его честь.
Прямые предки многих современных DAW, в том числе Logic, Cubase и Sonar, впервые появились в виде MIDI-секвенсоров в 1980-х годах. Среди самых популярных разработчиков была компания Opcode Systems Inc, которая за десятилетие выпустила несколько MIDI-секвенсоров, кульминацией которых стала Vision в 1989 году.
Крупнейший прорыв Opcode в создании секвенсоров произошел в 1990 году. Изначально названная Audio Vision, Studio Vision стала первой компьютерной гибридной рабочей станцией для работы с MIDI и аудио, которую можно считать предшественницей современных DAW. Как и Sound Tools, Studio Vision требовала цифровую звуковую карту Digidesign. Однако преимущество Studio Vision состояло в том, что MIDI и аудиодорожки стали доступными для работы в едином интерфейсе. Это позволило пользователям воспроизводить цифровые аудиозаписи синхронно с MIDI-секвенциями.
В начале 90-х музыка на основе семплов считалась передовой, но вплоть до 1994 года высота тона и темп были неразрывно связаны. Повышение темпа вызывало увеличение высоты, и наоборот. В ReCycle стало возможным нарезать, упорядочивать и воспроизводить биты в разном темпе, не влияя на высоту звука, а затем выгружать их в аппаратный семплер. Это был переломный момент, который вывел музыку в совершенно новые области.
Первая версия графического языка программирования для музыки и мультимедиа была написана в середине 1980-х Миллером Пакеттом из IRCAM. Opcode лицензировала его и выпустила рекламный ролик Max в 1990-м. Компания, в свою очередь, передала его Сycling’74, а сам Пакетт выпустил аналогичный (и бесплатный) язык Pure Data в 1996 году.
Cycling’74 разрабатывали Max два десятилетия, прежде чем их самих купили Ableton, чей Max for Live тесно интегрирован с Live. Процветающее комьюнити разработчиков Max и Max for Live продолжают создавать и выкладывать всевозможные сложные инструменты, созданные с помощью программы. Это не самое простое приложение, но те, кто способен в нем разобраться, получают доступ к огромной игровой площадке для творчества.
До появления VST, DAW содержали эффекты в собственных форматах. Выпустив VST SDK с открытым исходным кодом, Steinberg создала поистине революционный стандарт. В 1996 году Steinberg отметила новый формат плагинов масштабным обновлением своей флагманской DAW. Cubase VST 3.0 мог работать с 32 дорожками цифрового аудио, содержал рэк эффектов, в котором можно было управлять четырьмя прилагающимися VST-плагинами: Espacial, Choirus, Stereo Echo и Auto Panner.
Не удовлетворившись переворотом в мире эффектов обработки, в 1999 компания обновила технологию VST, которая позволила использовать плагины виртуальных инструментов, они же — VSTi-плагины. Концепцию отразил Neon — простой виртуально-аналоговый синтезатор с двумя осцилляторами, который вошел в Cubase VST24 3.7.
Впоследствии формат VSTi окажется источником дохода для многих производителей софта, идущих по пути, проложенному Steinberg. Сами первопроходцы запустили нескончаемый поток коммерческих плагинов, начав с Model-E — репродукции классического аналогового синтезатора с тремя осцилляторами. Сегодня Model-E доступен бесплатно.
Самая известная из всех программных модульных систем изначально объединяла два автономных, но похожих продукта. Generator был модульной средой для синтеза, а Transformator работал с семплами. В 2003 году Native Instruments привлекла разработчика аналогичного Sync Modular, который внес в программу куда больше возможностей. Популярная библиотека пользователей Reaktor обеспечивает продюсеров постоянно растущим количеством виртуальных инструментов.
Логическое продолжение ReBirth, Reason — это многофункциональная виртуальная студия, полная синтезаторов, семплеров, микшеров и эффектов, которые загружаются в виртуальный рэк и свободно коммутируются прямо в среде программы. После завершения проекта, его можно продать другим пользователям в любом проприетарном файловом формате.
Сперва закрытая система для продакшна, Reason в конечном счете превратилась в полноценную DAW с функциями звукозаписи, редактирования и собственным форматом плагинов Rack Extensions. Недавно Propellerhead (теперь — Reason Studios) добавили поддержку VST.
Одна из самых популярных и многофункциональных платформ для производства музыки из когда-либо созданных. Еще в 2001 году функционал Live был ограничен Session View — режимом, который в первую очередь подходил для запуска последовательностей аудиоклипов на живых выступлениях. С тех пор Ableton добавили множество инструментов, эффектов, а также различные функции, которые обеспечат Live спросом еще на многие годы вперед.
Смоделированный на основе классического синтезатора Roland TB-303 и драм-машин TR-808 и 909, этот синтезатор моментально стал хитом среди продюсеров танцевальной музыки. В 2005 году Propellerhead перевела ReBirth на бесплатную модель распространения, а затем выпустила версию для iOS в AppStore. Несмотря на то, что оригинальную версию одобрили в Roland, вскоре после релиза iOS-версии компания изменила свое мнение. Десктопную версию по прежнему можно использовать, хотя она успела сильно устареть.