Анонс
Обзор: Pioneer OPUS-QUAD
Самая интересная DJ-новинка года ...
Читать подробнееСодержание:
В прошлый раз речь шла об основах сценического освещения — для чего оно нужно и как располагается.
Сегодня разберемся с типами оборудования. Оно делится по нескольким направлениям.
По типу источника света:
Светодиоды отличаются высоким уровнем светоотдачи, малым энергопотреблением, надежностью и низкой теплоотдачей.
По углу рассеивания луча. Измеряется в градусах. Параметр актуален для приборов точечного освещения, которые не заливают сцену светом.
По оптической конструкции:
По способу перемещения луча:
Это приборы заливающего света. Они нужны, чтобы заполнить сцену целиком или ее часть светом. Направление освещение устанавливается вручную.
PAR-прожекторы — безлинзовые приборы с нерегулируемым углом светового потока. Такие прожекторы могут покрывать большие части сцены или освещать ее полностью. Обычно не имеют возможности масштабирования или фокусировки. Светофильтры позволяют устанавливать определенный цвет. Доступна регуляция яркости с пульта управления. Обладают теплым светом, сохраняют естественность тона и просты в настройке. Поскольку работают на основе галогеновых ламп, отличаются высокой теплоотдачей. А сами лампы служат намного меньше светодиодов. Чтобы использовать такие прожекторы в единой сети, нужно будет покупать специальные девайсы — диммеры.
LED PAR-прожекторы — оснащены светодиодными элементами, которые могут сочетать до четырех цветов (RGB, RGBA или RGBW). Это позволяет воспроизводить не только красный, зеленый и синий цвета, но и их оттенки. Также LED PAR-прожекторы управляются по протоколу DMX512, поэтому их легко подключать к световому пульту.
Блиндеры — состоят из двух, четырех или более источников и предназначены для освещения аудитории ярким светом. Это нужно для того, чтобы подчеркнуть наиболее напряженный момент на сцене. Бывают светодиодными и галогеновыми.
Профильные прожекторы — создают сфокусированный луч с четкими контурами. Используются для выделения определенных предметов. Всегда имеют регулируемый фокус и могут быть снабжены гобо (GOBO, ‘goes before optics’) – специальным трафаретом внутри прибора, который придает световому лучу форму ил узор.
Прожекторы следящего света (пушки) — световые приборы с узкой фокусировкой луча, мощным источником света, диафрагмой, шторками и устройством смены цвета. Позволяет следовать лучу по сцене за исполнителем, окружая его большим световым пятном. Бывают ламповыми и светодиодными.
Ультрафиолетовые лампы — излучают невидимый глазу свет, который обеспечивает свечение тканей белого цвета и специальных флуоресцентных красок.
Обеспечивают автоматическое или управляемое перемещение луча в пространстве.
Вращающиеся головы (moving head) — группа световых приборов, которые состоят из основания (лиры) с поворотным механизмом и основного корпуса с источником света. Самый универсальный вариант сценического освещения. Основные виды: Spot, Wash, Beam и гибридные с функционалом нескольких типов.
Wash — отличаются широким углом раскрытия луча с мягкими границами, обеспечивают динамическую заливку. В ламповых моделях используется линза Френеля, а в LED-приборах — матрица светодиодов. Прибор сплошной заливки может смешивать цвета, и оборудован функцией автоуправления или управления при помощи специальных программ и контроллеров. Подходит для равномерного освещения больших площадей: сцен, зданий или танцполов.
Spot — создают управляемый световой луч с узким углом раскрытия. Обеспечивает точечное и направленное освещение с четкими границами. Могут работать с гобо-проекциями. Подходят для точечной подсветки, создания световых эффектов, а если луч расфокусировать — для общих художественных задач.
Beam — воспроизводят световые лучи с самым узким углом раскрытия на любое расстояние. Гибридные приборы Beam Spot обладают возможностями гобо-проекций, а beam wash — возможностью заливки.
Сканер — статичный прибор, который меняет направление светового луча за счет движения зеркала, на которое этот луч направлен. Изменение угла наклона и движение поверхности зеркала позволяет менять направление, описывать фигуры и создавать световые эффекты. Малый вес зеркала позволяет прибору перемещать луч быстро и интенсивно, но из-за особенностей конструкции у сканера есть ограничения по перемещению луча в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Стробоскоп — воспроизводит быстро повторяющиеся световые импульсы высокой интенсивности. В темном месте производит мерцающий, замедленный эффект. Может использоваться для имитации вспышек или молний. Имеет возможность управления яркостью и интенсивностью мерцания.
Лазер — позволяет проецировать на поверхности яркий луч или фигуры с регулируемым диаметром и скоростью. Могут быть одноцветными (красный, зеленый), или воспроизводить одновременно несколько цветов в палитре RGB. Возможно управление через интерфейс ILDA, DMX512, и в автоматическом режиме.
Встречаются и многолучевые приборы, которые объединяют функционал нескольких классов светового оборудования. Например, они способны выполнять световую заливку, работать как лазер и стробоскоп. Спецификация каждой модели индивидуальна.
Большинство осветительных приборов взаимодействуют с протоколом DMX512. Это однонаправленный протокол последовательных данных, которые исходят из контроллера (компьютера или пульта управления) и проходит через все осветительные приборы — принцип схож с работой протокола MIDI в мире аудио.
Для соединения контроллера и световых приборов используются разъемы XLR с тремя или пятью контактами, и специальные кабели DMX с сопротивлением 110 Ом. Каждая линия DMX способна передавать 512 каналов, а каждый канал отвечает за назначенный параметр.
Как и в музыке или в звукорежиссуре, самое главное — как можно больше делать руками, смотреть успешные профессиональные работы будущих коллег по цеху и анализировать то, что происходит на концертах. Литература, обзоры и уроки выполняют скорее вторичную роль. Тем не менее, укажем несколько источников, откуда вы сможете почерпнуть знания, которые хорошо дополнят практику.
Книга-энциклопедия по основам светового дизайна, типологии приборов, схемам расположения источников света и даже колористике. Легко гуглится на русском языке в pdf, но печатную версию найти будет тяжело.
Канал, на котором можно найти интервью с опытными отечественными специалистами по световому дизайну.
Блог светодизайнера Давида Мисакяна, известного по работе с Би-2 и своим мастер-классам «Открытая пультовая». В блоге огромное количество ссылок на образцовые концерты, обзоры оборудования и дельные советы по работе со светом.