Анонс
Где и как найти качественные сэмпл ...
Дайджест по правильному поиску ...
Читать подробнееДрам-машина, которую изначально задумывали как замену живым барабанам, стала незаменимой частью электронных стилей.
Замены не случилось — вместо этого продюсеры получили в руки уникальный инструмент, который позволяет создавать ранее невообразимые ударные партии. В музыкальных направлениях с живыми барабанами драм-машины тоже заняли свое место, в качестве дополнительного инструмента для аккомпанирования.
Чтобы воспроизводить звуки и паттерны, драм-машины используют секвенсор. Это средство, которое воспроизводит определено запрограммированную последовательность шагов у каждого звука. Программировать действия секвенсора можно пэдами или кнопками на передней панели.
Современные драм-машины используются и в электронике, и в стилях, где в основе лежит игра на живых инструментах. Также драм-машину удобно использовать во время записи демо.
В основе драм-машины лежит некоторое количество голосов (бас-барабан, малый барабан, ковбелл, хэт и прочие тембры барабанной партии) и секвенсор, который воспроизводит запрограммированную последовательность воспроизведения каждого звука. С помощью секвенсора можно получить фразу, из фразы — часть музыкальной формы, а из нескольких частей может составляться основа для трека, так же называемая сонгом.
Прообраз устройства, которое автоматически работает с длительностями — это Rhythmicon, который создал в начале 30-х годов прошлого века наш соотечественник Лев Термен по заказу американского авангардного композитора Генри Коуэлла. Ритмикон не был драм-машиной в полном смысле слова — суть инструмента заключалась в том, чтобы просто воспроизводить группировки нот в разных длительностях. Это была скорее машина для экспериментов. Кроме того, инструмент не относится к перкуссии, поскольку он обладал определенной высотой звучания.
Первое подобие драм-машины появилось в 1949 году, когда компания изобретателя Гарри Чемберлина выпустила автоаккомпаниатор Chamberlin Rhythmate. Инструмент предназначался для органистов и работал по принципу воспроизведения ударных партий, предварительно записанных на пленку.
Спустя десять лет появилась уже настоящая полноценная драм-машина — Wurlitzer Sideman. В конструкции использовали вакуумные лампы и вращающийся металлический диск с несколькими рядами контактных штырьков. Каждый ряд контактов запускал отдельный звук барабанов. Пользователю было доступно десять пресетов с актуальными в те времена танцевальными битами. Хотя Sideman уже был прикладным инструментом и даже сумел побеспокоить американский профсоюз музыкантов, которые начали бояться потери рабочих мест среди барабанщиков в оркестрах, популярности ему снискать не удалось — во время работа уровень собственного шума этой драм-машины был слишком высоким.
А в 60-х годах, благодаря появлению транзисторов, производители смогли значительно уменьшить размер инструментов автоаккомпанемента.
Примеры инструментов того времени: Vox Percussion King (1966), Thomas Band Master Model 55 (середина 60-х), Maestro Rhythm King MRK-1 (1966), Ace Tone (Roland) FR-1 Rhythm Ace (1967), Elka Drummer One (1969), Maestro Rhythm King MRK-2 (1971).
В 1972 году компания Eko выпустила первую программируемую драм-машину ComputeRhythm. Она была оснащена встроенной матрицей битов — предтечей современных шаговых секвенсоров.
К 1978 году Roland выпустили ставшую классикой модель CR-78 CompuRhythm с функцией сохранения секвенций. А уже в 1980 году Roland создаёт аналоговую и полностью программируемую драм-машину TR-808 — ей обязаны появлением танцевальная электроника и хип-хоп. Звуки имитировали акустические инструменты: бас-барабан, малый барабан, томы, конги, римшот, клаве, клэп, маракасы, ковбелл, тарелки и хай-хэт. Работать можно было с 32 паттернами, объединяемыми в цепочку до 768 тактов. В драм-машине предусмотрели сложное акцентирование и возможность создания целых треков от начала до конца, где темп и размер можно было устанавливать и изменять в реальном времени. Кроме того, драм-машину впервые оборудовали портом DIN для синхронизации.
В том же году была выпущена не менее известная драм-машина Linn Electronics LM-1, работавшая на основе оцифрованных семплов реальных барабанов. Такой подход получил популярность среди более консервативных продюсеров, предпочитавших реалистичные звуки ударных. В LM-1 появилось квантование и регулятор свинга — эти функции редактирования позже появятся практически в каждой драм-машине.
Следом за Linn Electronics и Roland другие производители привели к буму подобных устройств:
В 1983 году Roland выпустили модель TR-909, которая повлияла на хаус и техно так же, как TR-808 на хип-хоп. Среди голосов появились синтезированные звуки тарелок.
Еще один шаг к современной драм-машине — мягкие, чувствительные к силе нажатия пэды, которые использовали в модели Linn 9000. Сама фирма разорилась в 1986 году, но конструкцию пэдов впоследствии использовали Akai в своих легендарных машинах MPC для битмейкеров.
Так к 90-м годам форм-фактор драм-машины устоялся.
Выбор будет зависеть от жанра и функционала. Например, для хауса и техно подойдет драм-машина с плотным и агрессивным звучанием, похожим на TR-909, для хип-хоп и электро — мощное звучание с акцентом в нижней части спектра, близкое к TR-808, а для инди-проектов можно поэкспериментировать с более традиционным саундом, близким к CR-78.
От способа создания и формирования звука в инструменте, в целом зависит характер его звучания. Как и синтезаторы, современные драм-машины можно условно разделить на аналоговые, цифровые и гибридные.
Аналоговые драм-машины генерируют звуки самостоятельно, за их формирование отвечает аналоговая схема. Хотя количество тембров ограничено, сам звук таких инструментов более богатый и теплый.
Цифровые драм-машины могут генерировать звуки самостоятельно, либо использовать готовые семплы. Формируют звук встроенные процессоры. Выбор инструментов шире, а звуки акустических ударных в случае с семплами намного реалистичнее.
Гибридные драм-машины позволяют самостоятельно формировать тембры и работать с семплами. Функциональные возможности не уступают цифровым.
Чем меньше размер машины, тем больше возникнет вопросов к функционалу и удобству. Например, с маленькими регуляторами и многоуровневым меню неудобно быстро менять параметры. С другой стороны, тяжелый инструмент вряд ли подойдет для туров. Большие и функциональные устройства отлично подходят для студийной работы, миниатюрные — для домашних студий и выступающих артистов.
Гибридные и семплерные драм-машины позволяют использовать собственный аудиоматериал. В инструмент можно загрузить семплы любых кит-пресетов – от высококачественных записей живых инструментов со студий мирового уровня до современных перкуссионных модульных систем. Поэтому одна семплерная драм-машина позволит иметь в одной коробке, например, всю серию TR от Roland. От полноценных семплеров драм-машины отличаются тем, что объем памяти ограничен, поэтому загружать получиться только короткие ван-шоты.
Драм-машины без семплов могут хранить только паттерны, пресеты, последовательности секвенсора и настройки обработки. В инструментах семплерного типа память позволяет хранить тембры и кит-пресеты. Соответственно, от количества памяти будет зависеть разнообразие инструментов. Многие устройства для хранения информации используют различные карты памяти или USB-носители.
Раньше стандартом был 16-шаговый секвенсор, в современных устройства можно найти 64 и более шагов. В некоторых устройствах есть функция изменения параметров на каждом шаге, что позволяет разнообразить ритмический рисунок и придать ему характерность. MIDI-секвенсор для управления внешними устройствами будет большим плюсом для выступающих музыкантов.
От одного моновыхода 1/8” в совсем компактных устройствах, до студийных устройств с отдельными выходами 1/4” для каждого звука. Если планируете поканально записывать и обрабатывать каждый голос, выбирайте последний вариант. А USB-разъем позволит не только передавать MIDI-сообщения, но и записывать аудиосигнал без дополнительных проводов и звуковой карты.
Если планируете пользоваться драм-машиной в поездке, она должна питаться от батареек.
Korg Volca Beats. Компактная и доступная аналоговая драм-машина серии Volca с базовыми функциями. Простой 16-шаговый секвенсор позволяет программировать ритмические паттерны без сложных манипуляций, а звуки можно менять и настраивать ручками на передней панели. Батарейки и встроенный динамик позволяют использовать инструмент где угодно.
Behringer RD-8 MKII. Современная версия аналоговой драм машины Roland TR-808. Инструмент дополнен секциями wave designer и аналогового фильтра. Для всех голосов выведены отдельные выходы, есть разъемы MIDI и USB для синхронизации с другими инструментами и компьютером.
Arturia DrumBrute Impact. Аналоговая драм-машина с десятком аналоговых тембров и плотным саундом. Модель оснащена продвинутым 64-шаговым секвенсором и MPC-подобными пэдами для живой игры. У каждого голоса есть свой выход, для интеграции с DAW выведен USB-разъем.
Moog DFAM. Полумодульный аналоговый перкуссионный синтезатор с 8-шаговым секвенсором и патч-панелью на 24 разъема. Несмотря на простую конструкцию и ограниченное количество тембров, его плотный аналоговый звук подойдет к разным миксам, а патчинг позволяет изменять выходной сигнал.
Korg Volca Drum. Компактный цифровой драм-синтезатор из семейства Volca. DSP-движок способен создавать широкий спектр интересных и разнообразных звуков. Секвенсор 16-шаговый. Есть встроенный динамик и слот для батареек.
Roland TR-6S. Компактная версия популярной драм-машины TR-8S с тембрами от классических моделей 606, 707, 808 и 909. Также позволяет импортировать собственные семплы. Оснащается продвинутым секвенсором в стиле TR, качественными эффектами динамической и пространственной обработки. Фейдеры каждого голоса позволяют быстро и удобно выстроить баланс. Подключение по USB позволяет использовать устройство в качестве аудиоинтерфейса и запитываться без подключения к электросети. Автономно устройство может работать от четырех батареек AA.
Elektron Syntakt. Целый драм-синтезатор, который работает на основе аналогового и FM-синтеза. Продвинутый секвенсор оснащен функцией Parameter Locks, которая сохраняет любые настройки параметров на каждый отдельный шаг. При этом в устройстве много средств обработки звуков, поканальных и мастер-эффектов, 1 Гб памяти для хранения семплов и 64 Мб для временного хранения и семплирования. Также устройство оснащено многоканальным аудиоинтерфейсом и интегрируется с DAW по бесплатному приложению Overbridge.
IK Multimedia UNO Drum. Гибридная драм-машина с шестью аналоговыми тембрами, дополненными PCM-семплами. Наборы семплов могут быть заменены другими библиотеками от производителя. Секвенсор на 64 шага с возможностью автоматизации параметров. Динамические мастер-эффекты позволяют уплотнить звук и придают целостность звучания. Устройство смонтировано в очень компактном и легком корпусе и работает от четырех батареек AA или от USB. Также есть возможность синхронизации с другими устройствами по MIDI.
Elektron Analog Rytm MKII. Драм-машина с восемью аналоговыми голосами и возможностью семплирования. Инструмент обладает очень широким диапазоном возможностей формирования и обработки звука. Оснащен 12 чувствительными к нажатию пэдами и 64-шаговым секвенсором. Помимо основной стереопары, у каждого голоса есть индивидуальные выходы для обработки и записи. Встроенный аудиоинтерфейс позволяет интегрировать драм-машину с DAW при помощи протокола Overbridge. Инструмент подойдет как для студии, так и для живых выступлений.
Jomox Alpha Base. Гибридная драм-машина с возможностью дополнить штатные тембры своими семплами. По умолчанию 16-шаговый секвенсор можно расширить до 64 шагов. Все голоса оборудованы индивидуальными выходами. Большое количество регуляторов позволяет получить доступ к параметрам уже на первом уровне меню. USB обеспечивает синхронизацию устройства по MIDI с компьютером, а в MIDI-разъем можно подключить устройства с выходами стандарта DIN. Машина довольно большая и установлена в тяжелый металлический корпус, подойдет для студии.