Анонс
Обзор: Pioneer OPUS-QUAD
Самая интересная DJ-новинка года ...
Читать подробнееСодержание:
Основной инструмент вокалиста — не только голос.
Скорее стоит говорить о связке «голос+микрофон». Правильно подобранный микрофон способен не только усилить голос, но и сильно изменить тон или изменить баланс. Правильно подобранный микрофон выдвинет на передний план положительные качества голоса.
Параметры микрофона:
Если вы новичок и не имеете опыта работы со звукозаписывающим оборудованием, то для первых шагов в звукозаписи подойдет USB-микрофон. Такие модели подключаются напрямую к ноутбуку и не требуют аудиокарт — в самой конструкции уже есть встроенный аудиоинтерфейс. При этом качество записи может быть сопоставимо с проводными моделями. Для записи голоса на USB-микрофон потребуется ноутбук с софтом и наушники для мониторинга.
С опытом придет и желание собрать более гибкую систему звукозаписи с отдельными компонентами, например компьютером, аудиокартой, внешним компрессором и прочими средствами обработки. Помимо того, что подобные системы откроют возможность записывать более качественный звук, отдельные ее компоненты можно будет заменить.
Чаще всего можно встретить два типа микрофонов — динамические и конденсаторные. Динамические микрофоны отличаются надежностью, выдерживают высокое звуковое давление, но в сравнении с конденсаторными записывают менее детализированный сигнал. Поскольку динамические микрофоны износостойкие и не требуют питания, чаще всего их используют во время живых выступлений.
Конденсаторные микрофоны напротив, более хрупкие, отличаются высокой чувствительностью, но способны улавливать все нюансы голоса и отлично подходят для студийной записи. Конденсаторные микрофоны требуют подведенного фантомного питания +48 В.
Ленточные микрофоны — тоже студийная история. Они очень хрупкие и требуют качественный предусилитель. Звукорежиссеры ценят их за очень теплое и естественное звучание.
Диаграмма направленности показывает угол, в пределах которого микрофон улавливает звук. Можно выделить три группы микрофонов по их направленности: однонаправленные, двунаправленные и всенаправленные. Для записи вокала лучше всего подходят микрофоны с однонаправленной, в частности, кардиоидной диаграммой. Они имеют фронтальную фокусировку сигнала, что позволяет записывать звук перед микрофоном и отсекать посторонние окружающие шумы вне диаграммы. Таким образом посторонние шумы не попадают в запись (не считая отражений от поверхностей, поэтому в неподготовленных помещениях записываться не советуем. Об акустической обработке комнаты мы писали здесь).
А подробный разбор характеристик микрофонов находится здесь.
Показывает, как и в каком диапазоне микрофон реагирует на частоты. В зависимости от своей характеристики, микрофон может записать звук с акцентом в том или ином диапазоне.
Как правило, динамические микрофоны имеют более скромную частотную характеристику в сравнении с конденсаторными. Например, Shure SM58 отличается спадом ниже 200 Гц в басовом регистре и выше 10 кГц в верхнем, а также некоторую неровность в диапазоне от 3 кГц до 9 кГц. Выбор микрофона с правильной частотной характеристикой позволяет улучшить исходное звучание, сделать неприметный вокал более ярким или наоборот сгладить излишне звонкий голос.
Отвечает за способность преобразовывать акустическое давление в электрическое напряжение. Чем выше чувствительность, тем меньшее усиление необходимо микрофону, и тем лучше улавливаются более тихие звуки. И наоборот, чем меньше чувствительность, тем более мощный предусилитель требуется микрофону.
Диафрагма в конструкции микрофона улавливает звуковые волны и представляет собой пластину внутри капсюля, которая приводится в движение посредством звукового давления. Диафрагма может быть маленькой, средней или большой.
Размер диафрагмы меняет следующие параметры:
Микрофоны с большой диафрагмой более чувствительны к звуковым частотам, микрофоны с маленькой диафрагмой способны выдержать более высокое звуковое давление. Выбор диафрагмы зависит от индивидуальных особенностей исполнителя и окружения. В студиях для записи голоса чаще используют конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой.
Важно учитывать этот специфический эффект, который проявляется в усилении низких частот при приближении источника звука к микрофону. Этот эффект проявляется в кардиоидных и двунаправленных микрофонах. Во всенаправленных микрофонах эффект практически не проявляется.
С одной стороны эффект приближения является нежелательным, так как влияет на частотную характеристику, но с другой стороны его можно использовать для уплотнения вокала на нижних частотах, что особенно полезно для обладателей тонкого голоса. Для уменьшения эффекта близости достаточно увеличить расстояние от микрофона.
Универсального микрофона для записи вокала не существует. Каждый голос уникален и для него может подходить микрофон с теми или иными характеристиками. Лучше всего попробовать несколько разных микрофонов, для того чтобы определить, какой лучше всего раскрывает ваш голос. Также можно найти известных исполнителей со схожим с вашим тембром голоса и узнать какие микрофоны для записи используют они, что значительно упростит задачу в поиске.