Анонс
Где и как найти качественные сэмпл ...
Дайджест по правильному поиску ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Сведение — это работа с многоканальным проектом, которая заключается в объединении всех отдельных треков песни в одну стереодорожку.
Ключевая задача состоит в том, чтобы отдельные треки стали единым, хорошо звучащим миксом.
Как это достигается:
Баланс уровней громкости. Правильное построение уровней сигналов инструментов относительно друг друга.
Панорамирование. Создание сбалансированной звуковой сцены, в которой каждый элемент займет собственное место в пространстве.
Эквализация. Работа с частотными характеристиками инструментов, вырезание частот и освобождения места в миксе, а также устранение частотных конфликтов.
Компрессия. Необходима для управления динамическим диапазоном каждого трека, что позволяет получить более контролируемое и естественное звучание инструментов.
Реверберация, задержка. Придают звучанию воздух и пространство.
Автоматизация. Этот инструмент позволяет управлять всеми средствами обработки во времени.
Важно не путать процессы сведения (микширования) и мастеринга. Мастеринг - это финальный процесс, который следует после сведения и основан на работе со стереофайлом, за исключением работы со stem-файлами (сабмиксы, в которых содержаться группы инструментов). Процесс мастеринга позволяет довести микс до конечного коммерческого варианта.
1. Разделите процессы подготовки и сведения. Подготовка проекта к сведению сэкономит время на сведении и поможет не отвлекаться на поиски нужной дорожки, расстановку, группировку треков и прочую организацию. Подготовки включает в себя маркировку треков по названию и цвету, маршрутизацию сигналов в виртуальном микшере, распределение по группам и расстановку маркеров.
2. Определите важные элементы в треке. Прослушав весь микс, выделите самый важные инструменты в треке (например, бочка, вокал, синтезатор, бас). Остальные группы будут выстраиваться вокруг них. По мере развития трека во времени состав главных инструментов может меняться.
3. Делайте перерывы в процессе работы над миксом. От долгого прослушивания одного трека восприятие замыливается. Мозг и слух устают, что в целом сказывается на падении производительности. Поэтому рекомендуется делать перерывы в процессе работы каждые 40-60 минут. А если есть возможность, то можно отложить сведение на 1-2 дня и послушать микс снова со свежим взглядом.
4. Создавайте собственные темплейты (шаблоны). Сохраненные шаблоны с индивидуальными настройками, плагинами и маршрутизацией позволяют ускорить работу и уделить больше внимания творческой стороне процесса.
5. Прослушивайте микс во всех доступных аудиосистемах. Очень важно, чтобы микс хорошо звучал на самых разных аудиосистемах. Поэтому, помимо основных мониторов и студийных наушников, необходимо слушать материал и на бытовом оборудовании, например, в наушниках-вкладышах, беспроводных колонках, в автомобиле и т.д.. Если микс примерно одинаково хорошо звучит на всех системах, значит задача выполнена.
6. Используйте референсы в высоком качестве. Референсные миксы отлично подходят для проверки собственного проекта. Можно держать под рукой один или два эталонных трека, возвращаясь к которым, можно сравнить насколько хорошо звучит низ, выстроен ли баланс, как располагаются инструменты и вокал. Важно, чтобы референс был в формате lossless, не стоит использовать рипы со стримингов.
7. Сводите на оптимальном уровне. В процессе сведения стоит обращать внимание на уровень громкости при работе. Оптимальный уровень — это когда можно общаться с человеком рядом с вами, не повышая голос. От высокой громкости слух устает быстрее. На низкой громкости лучше слышен баланс частот основного микса, а помещение контрольной комнаты меньше влияет на звук.
8. Оставляйте запас громкости. Обязательно оставляйте запас на мастер-канале не менее -3 дБ (рекомендуется -3 дБ — -6 дБ). Именно такой запас необходим для работы мастеринг-инженера.
9. Проверяйте микс в моно. Постоянная проверка микса в монорежиме является важным пунктом в процессе сведения. Это позволяет избежать проблем с фазой и потерь при проигрывании песни через Bluetooth-колонки, динамики телефона, планшета или ноутбука. Такие источники воспроизводят звук в моно или очень узком стерео. Если микс хорошо звучит в моно, то и в стерео тоже прозвучит.